Если бы самолет Sukhoi Superjet 100, потерпевший крушение в московском аэропорту Шереметьево 5 мая, сажал человек, который раньше этого никогда не делал, "вышло бы не хуже", заявила в эфире радиостанции "Эхо Москвы" 1 июня российская журналистка Юлия Латынина.
"Самолет был поражен молнией. Возможно, вследствие конструктивных недоработок, потому что вообще-то не должен от молнии вырубаться современный самолет. Но опять же, как мы знаем, не все вырубилось в самолете от молнии, и даже более того, практически ничего не вырубилось, просто самолет перешел в режим direct mode, режим прямого управления… Как выяснилось, в этом режиме летчики управлять не могли самолетом вообще, от слова "совсем". Судя по всему, ими овладел звериный ужас, они хотели поскорее оказаться на земле. И я уже говорила, что если бы этот несчастный Sukhoi сажал человек, который ни разу в жизни не сажал самолет, но обладал при этом стальными нервами и пользовался бы советами с земли… Короче говоря, если бы там сидел человек, который никогда не сажал самолеты, вышло бы не хуже", – заявила Латынина.
По ее словам, после авиакатастрофы "началась очень интересная история: борьба между двумя госкомпаниями".
"Между производителями Sukhoi и "Аэрофлотом" началась борьба бульдогов под ковром за то, на кого списать катастрофу. "Аэрофлот" стал останавливать рейсы Superjet по малейшим причинам… "Аэрофлот" стал стремительно выводить Sukhoi из расписаний. Вот совсем недавно отменил несколько рейсов из Москвы в Уфу. Было не очень понятно, чем вызваны действия "Аэрофлота", пока Сергей Фургал, губернатор Хабаровского края, а напомню, что там и собирают Superjet, заявил, что трагедия произошла по вине пилотов. Он сказал: "Это сто процентов человеческий фактор". И тут "Аэрофлот" раскричался, заявил, что это заявление – "это неприкрытая попытка оказать давление на работу МАК (Международного авиационного комитета)", потребовал опровержения. И вот тут все стало понятно", – продолжила Латынина.
Она отметила, что "идет перетяжка вины".
"Потому что если самолет плохой и вырубился от удара молнии, то "Аэрофлот" не виноват, а виноват Sukhoi, и надо отказываться от самолета. А если виноваты летчики, то это, конечно, не просто ответственность летчиков, потому что это ответственность "Аэрофлота", который, как сейчас выясняется, не тренировал их на этот режим. То есть, проще говоря, "Аэрофлот" не учил летчиков летать. То есть выясняется, что, в принципе, пилоты "Аэрофлота" новые (не старое поколение) летать не умеют. Их этому не учили даже на тренажерах. Они умеют нажимать кнопки, они знают некоторые вещи, но самолет летает за них. А если самолет за них не летит, то им неизвестно, что делать. Они находятся в состоянии водителя, которые, не умея водить машину, сел за руль Tesla, потому что у нее есть искусственный интеллект, который ею управляет. А Tesla вдруг взяла и вырубилась со своим искусственным интеллектом. И остался он поперек дороги навстречу с грузовиком, который на него несется", – считает российская журналистка.
Sukhoi Superjet 100 – первый пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР. Его эксплуатируют с 2008 года. Этот самолет есть в авиапарке нескольких российских перевозчиков и одной авиакомпании из Мексики.
5 мая SSJ 100, следовавший рейсом SU1492 Москва – Мурманск, совершил жесткую посадку в Шереметьево. Самолет вернулся в аэропорт вылета из-за ЧП, возможно, связанного с ударом молнии. Пресс-служба "Аэрофлота" проинформировала, что двигатели лайнера загорелись после приземления.
Из 78 человек, которые находились на борту, погиб 41. СК России рассматривает несколько версий катастрофы самолета Sukhoi Superjet. Среди них – недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, неблагоприятные метеоусловия, неисправность самолета.
После катастрофы в РФ уже фиксировали несколько инцидентов с самолетом SSJ 100.