По мнению судей Второй Палаты предварительного производства МУС, "есть разумные основания полагать, что двое подозреваемых несут ответственность" за такие военные преступления, как удары по гражданским объектам, чрезмерный побочный ущерб гражданскому населению и гражданским объектам, а также "преступление против человечности в виде бесчеловечных действий".
Речь идет о периоде по меньшей мере с 10 октября 2022 года по 9 марта 2023 года и ракетных ударах, нанесенных российскими вооруженными силами по украинской энергетической инфраструктуре.
"Имеются разумные основания полагать, что предполагаемые удары были направлены против гражданских объектов, а для тех объектов, которые в соответствующий момент могли квалифицироваться как военные объекты, ожидаемый побочный ущерб гражданскому населению был бы явно чрезмерным по сравнению с ожидаемым военным преимуществом", – сказано в сообщении суда.
Палата сочла, что Шойгу и Герасимов несут индивидуальную уголовную ответственность за эти преступления – "за совершение деяний совместно и/или через других лиц, отдачу приказа о совершении преступлений и/или за неспособность осуществлять надлежащий контроль над силами, находящимися под их командованием".
МУС также установил, что атаки РФ на украинскую энергетику представляют собой "поведение, предполагающее многочисленные действия против гражданского населения и осуществляемых в соответствии с государственной политикой".
"Таким образом, имеются разумные основания полагать, что подозреваемые умышленно причинили большие страдания или серьезные повреждения психическому или физическому здоровью, неся тем самым уголовную ответственность за преступление против человечности в виде других бесчеловечных деяний, как это определено в статье 7(1)(k) Римского статута", – подчеркнули в суде.
Содержание ордеров объявлено секретным для защиты свидетелей и безопасности расследования. Однако, учитывая, что аналогичные нарушения международного гуманитарного права "по-видимому, продолжаются", суд решил, что осведомленность общественности об этих ордерах "может способствовать предотвращению дальнейшего совершения преступлений".
"Таким образом, Вторая Палата предварительного производства МУС сочла, что в интересах правосудия разрешить секретариату публично раскрыть информацию о существовании ордеров, именах подозреваемых, преступлениях, за которые выданы ордера, и видах ответственности", – добавили в суде.