Подписав исполнительный указ о выходе Соединенных Штатов из соглашения о Тихоокеанском партнерстве (ТПП), президент Дональд Трамп без боя уступил Китаю регион. Об этом в колонке для "Главреда" пишет политический обозреватель Виталий Портников.
"У Барака Обамы и Дональда Трампа совершенно разные представления о сдерживании Китая. Обама считал необходимым повернуться лицом к Азии и "переключить" потенциальных торговых партнеров Китая на Соединенные Штаты. Именно поэтому его министр обороны Эштон Картер сравнивал соглашение по ТПП с новым авианосцем. "Китайскому миллиарду" и 300 миллионам населения противопоставлялся рынок в 800 миллионов жителей стран-участниц", – напомнил он.
Журналист отметил, что Трамп считает соглашение по ТПП убыточным для американской экономики, а влияние Китая на экономику США хочет ограничить с помощью протекционистских мер.
"Однако одновременно, отказавшись от соглашения, он значительно подрывает позиции Соединенных Штатов в Азии. Потому что инициатором ТПП были именно США. Многим их партнерам пришлось преодолевать общественное недовольство, защищая соглашение, которое считалось актом американской экспансии — и экономической, и политической. То есть тем самым авианосцем. И вот теперь оказалось, что это все зря — обязательства Соединенных Штатов зависят от смены хозяина Овального кабинета", – пояснил Портников.
Он подчеркнул, что теперь американские политики и дипломаты, уверявшие партнеров, что подписание соглашения укрепит влияние США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, никак не смогут объяснить новую роль своей страны.
"Трамп обещает заменить ТПП новыми двусторонними соглашениями. Но на их подписание уйдут годы, и они будут разными. Зато настоящим победителем в сложившейся ситуации выглядит Китай. Соединенные Штаты вывели свой "торговый авианосец" из Азии и уступили конкуренту регион без боя. И это не просто слова. ТПП охватывало огромный макрорегион — от Австралии и Новой Зеландии до Японии и Малайзии — через США, Канаду и Мексику", – продолжил журналист.
Он добавил, что США, Канада, Мексика, Австралия и Новая Зеландия смогут выработать региональные альтернативы. Но роль главного союзника США в Азии — Японии — теперь выглядит уязвимой.
"Не избежит поглощения китайской зоной экономического влияния пытавшийся сопротивляться "старшему брату" Вьетнам. Может превратиться в "китайский порт" Сингапур. Словом, глобальные перемены практически неизбежны. И теперь Китай не столько предлагает себя в качестве лидера этих перемен, сколько является этим лидером. Новая ситуация вполне может помочь Пекину справиться с частью собственных экономических проблем. О таком подарке можно только мечтать", – считает Портников.
Он отметил, что если Трамп закроет американский рынок для китайской продукции, это не возместит Китаю сотрудничества со странами Азии.
"Вот только до закрытия рынка еще далеко — прежде чем им заняться, придется понять, есть ли в Соединенных Штатах дешевая альтернатива китайскому производству. А соглашение по ТПП отменено уже сейчас. И это означает, что в ближайшие десятилетия никакой серьезной экономической альтернативы Китаю в Азии — и на всем тихоокеанском пространстве — не предвидится", – подытожил он.
Трамп обещал выйти из Транстихоокеанского партнерства во время предвыборной кампании, а 22 ноября подтвердил свое намерение. Он назвал договор "потенциальной катастрофой" для США. Трамп заявил, что вместо ТТП его администрация намерена заключить "справедливые двусторонние сделки, которые вернут рабочие места и предприятия на американские берега".
Этот договор в феврале подписали 12 стран, включая США. Он предполагает создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Республиканец Дональд Трамп был избран президентом США на выборах, которые состоялись 8 ноября. Его инаугурация состоялась 20 января 2017 года.