Продюсер Семенов: Ганапольский и Киселев подписались вести эфиры с 10 утра до 9 вечера. Пока не позеленеют G

Продюсер Семенов: Ганапольский и Киселев подписались вести эфиры с 10 утра до 9 вечера. Пока не позеленеют Семенов: Мы собираемся построить украинский СNN или BBC
Фото: Из архива Алексея Семенова

В интервью изданию "ГОРДОН" известный телевизионный продюсер Алексей Семенов рассказал, почему взялся за реформирование телеканала Tonis, что он будет представлять из себя после апгрейда, почему у телеведущих Украины не может быть больших зарплат, а также о том, как будет развиваться традиционное телевидение в эпоху падения аудитории и роста интереса к интернету.

Алексей Семенов – один из самых известных телевизионных продюсеров в Украине. В середине 2000-х он запускал первое реалити-шоу "Фабрика звезд", работал на Первом Национальном телеканале, с нуля создавал "112" и NewsOne. В интервью корреспонденту издания "ГОРДОН" он признался, что не очень любит информационное ТВ, но готов совершить революцию в этой нише телевещания в мировом масштабе и даже знает, как это сделать.

На данном этапе его цель – создать телеканал, который при минимуме затрат быстро выйдет на самоокупаемость и будет успешно работать с коммерческими деньгами. Первым таким телеканалом должен стать Tonis, реформировать который и взялся Семенов.

Мы не можем себе позволить работу с большими бюджетами, поэтому научились из вилки, лежащей на столе, создавать промо-ролик, от которого все ахают

– Как будет называться обновленный телеканал?

– Сейчас не скажу.

– Это что, военная тайна?

– Когда мы наконец все сделаем правильно, тогда узнаете. Это не тайна. Просто есть технологическая цепочка, которую надо пройти.

– Какова концепция новой студии?

– Мы долго пытались построить идеальный информационный телеканал. Первые наши попытки достойные – каналы лидируют в информационной медиа среде. Однако ни один из существующих информационных телеканалов (их более шести) нельзя назвать украинским СNN или BBC. Я размышлял над этим и понял, что определяющим является уровень доверия телевизионной аудитории. Только когда у тебя высокий уровень доверия, ты можешь стать таким, как ВВС. Пока аудитория плавает, не нашла опору – телеканал, которому полностью доверяет, к мнению которого прислушивается. Поэтому мы и собираемся построить украинский СNN или BBC. И уже знаем, как эту махину создавать. Для нас важно привлечь ведущих, глядя на которых, у телезрителя будет больше доверия. Вот этим мы сейчас активно занимаемся.

Пока мы ведем вещание в интернете, хотим показать, как строится наш телеканал. Это ведь удивительная вещь. Хочется, чтобы такое таинство увидели зрители. В нашей студии "КУБ" постоянно идут онлайн-трансляции. Матвей Ганапольский и Евгений Киселев подписались вести эфиры с 10 утра до 9 вечера. В общем, пока не позеленеют.

В перспективе у нас будет большое количество ведущих – около 20 человек. В выходные дни предполагается развлекательный формат, а в будни – информационно-аналитическое вещание. Пока люди продолжают работать на своих телеканалах. А после запуска телевещания (который планируется 24 августа) полностью перейдут к нам.

– Вы им что-то особенное предложили, может, большие зарплаты?

– Вовсе нет. У нас будут средние на рынке зарплаты. Да и не может быть самых высоких зарплат. Чтобы быть эффективным телевизионным менеджером, невозможно заниматься перекупкой людей, иначе твой продукт рухнет.

Мы просто строим место, откуда не захочется уходить, где будет творческая атмосфера и качественный телепродукт. Мы умеем работать, и эта работа в счастье, в радость.

Телевидение – вещь для кайфа. Здесь самое главное – создать командный дух и атмосферу, когда идет мыслительный процесс, когда рождаются идеи. К счастью, мы уже научились создавать дешевый продукт, который впоследствии выглядит дорого – это наше главное достоинство. Мы не можем себе позволить работу с большими бюджетами, поэтому научились из вилки, лежащей на столе, создавать промо-ролик, от которого все ахают.

– Кроме телеведущих нужны еще журналисты. Тоже самых лучших и знаменитых соберете?

– Я недавно увидел пост в Facebook журналистки Первого национального канала Марины Ансифоровой. Она опубликовала картинку, где стоят Бред Пит и Анджелина Джоли и толпа журналистов. Один парень на переднем плане настолько эффектный, самодостаточный, красивый и сильный, что возник вопрос: откуда же берутся такие журналисты, почему они так хорошо выглядят в отличие от наших? Мы привыкли жить в состоянии, когда постоянно надо куда-то бежать и нет времени следить за собой. Я думаю, мы сформируем пул из телеведущих, которые самодостаточны, и попробуем поднять уровень планки журналистов.

– Не боитесь, что вложите душу в людей, а их потом перекупят?

– Я буду счастлив. Раньше, когда сотрудники телеканалов уходили от нас, мы не ругались. Мы до сих пор дружны. Нет ревности. Обиды – детская штука. Гораздо разумнее, когда друзья, на которых ты делаешь ставку, развиваются. Если они уходят на большую зарплату или более выгодные условия, я радуюсь. Мы все равно живем на одном рынке. Я не имею права кого-то останавливать, отговаривать и уж тем более обвинять. Но эта текучка рано или поздно заставит рынок эволюционировать и приведет к тому, что мы будем заключать долгосрочные трудовые договоры. Пока владельцам удобно: на коротком контракте человек всегда контролируемый, если что – можно уволить.

Многие наши ведущие никогда не говорили по-украински, но они берутся вести программы на украинском языке. И не в записи, а в прямом эфире, что совсем непросто

– Вы уже почти месяц в эфире. Как впечатления?

– Я мало слежу за происходящим в “КУБе”, но, по крайней мере, меня радует, что, не вкладывая особенных ресурсов, мы ведем постоянное интерактивное общение со зрителем, к нам приходит большое количество экспертов, а главное – мы получаем достаточно высокий поток просмотров и уже обогнали некоторые интернет-каналы.

– Как зрители реагируют на Киселева и Ганапольского? Не все их любят...

– …Я их люблю. Современные лидеры журналистики. Классики. Практикующие классики. Разумеется, попадаются оскорбительные комментарии, но мы не обращаем внимания. Чаще всего это боты, выполняющие свои задачи. Если есть конструктивная критика, то это прекрасно – любой яркий человек вызывает эмоции. Хуже было, если бы вообще не писали: ни хорошего, ни плохого. Телеведущий не может быть бледной молью, которая не вызывает у людей реакции. То, что одни их ненавидят так же, как другие любят – прекрасно. Пусть ругают, лишь бы не были равнодушными.

Семенов: Генеральный продюсер Tonis Алексей Семенов (второй слева), телеведущие Матвей Ганапольский и Евгений Киселев, креативный продюсер Евгения Захарова. Фото: Из архива Алексея Семенова

– В первый же день трансляции вас упрекнули за русский язык в эфире...

– Это интернет-проект, давайте посмотрим, что будет в телеэфире. А будет все в соответствие с законом – 75% украиноязычного вещания. Это требование мы готовы выполнять с самого первого эфира. Многие наши ведущие никогда не говорили по-украински, но они берутся вести программы на украинском языке. И не в записи, а в прямом эфире, что совсем непросто.

Замечательно, когда все взрослые украинские ведущие понимают, что без свободного и красивого знания родного языка им будет трудно найти работу. Еще лучше, что все молодые ведущие прекрасно говорят, а многие и думают по-украински.

– Вы их специально готовите?

– Нет. Они приходили и просили нанять им специалистов, но я отказал. Не из-за материальных затрат – они совсем небольшие. Я считаю, это личное дело каждого. Это их жизнь. Мы не на переподготовку их приглашаем.

– Евгений Киселев тоже учится?

Евгений Киселев прекрасно понимает и уважает украинский язык. Но он большую часть жизни прожил в России. Поэтому его программы будут входить в 25-процентную квоту для вещания на других языках.

Я знаю профессию настолько, что когда веду разговор с человеком, занимающим определенную должность на канале, у него не возникает ощущения, что я – мудак

– Как оцениваете уровень кадров Tonis?

– Мы хорошо общаемся. Как только сформируем и утвердим сетку, продолжим диалог с сотрудниками, находя им те профессии, в которых они захотят себя реализовать. Для меня вообще не существует людей бестолковых. Есть сотрудники, у которых  глаза горят. Если нет – хоть его петардой взрывай, он не загорится.

Сегодня в вузах не учат современному телевидению, поэтому все умения и знания приходят непосредственно во время работы. Мы каждый день сами учимся и другим рассказываем, что знаем. Мы не сидим по кабинетам. Зайдите на любой другой канал: чтобы попасть там к директору, нужно пройти охрану и кучу заграждений, через секретарей записаться на прием... Дикость. Такого не должно быть на современном телевидении. В отличие от других менеджеров, мы – играющие тренеры. Мы командно работаем, нам это нравится.

Учиться приходится постоянно. Но бывает, считают, что любой пришедший как минимум сразу должен стать продюсером, а как максимум – генеральным продюсером. Почему-то не каждый человек может быть, например, хирургом или юристом, зато генпродюсером способен работать кто угодно. Для меня это дикость. Для меня это ошибка времени, которая находит подтверждение все чаще и чаще. В реальности в огромной Украине профессиональных генпродюсеров по пальцам можно пересчитать – Владимир Бородянский, Александр Богуцкий, Сергей Созановский, Владислав Ряшин, Александр Ткаченко…

Я с 16 лет не просто работаю, а вкалываю, как подорванный. Много чего сделал для телевидения и радио. Скажу без скромности: я – талантливый человек. Но я отдаю себе отчет, что все мои достижения созданы не столько талантом, сколько моим трудолюбием.

Семенов: Телеведущий не может быть бледной молью, которая не вызывает у людей реакции. Фото: Семенов: Телеведущий не может быть бледной молью, которая не вызывает у людей реакции. Фото: prm.global

Ко мне поступает огромное количество заявок. Пишут: "Хочу работать у вас телеведущим". Ты с ума сошел, человек? Как у тебя голова устроена? Я пришел на телевидение в 16 лет. Я все делал: бегал, приносил, уносил, предлагал, писал эти чертовы сценарии, отвечал на телефонные звонки, носил записочки, до того как меня взяли ассистентом режиссера. Это было, конечно, давным-давно, когда я только начинал работать на государственном Нижегородском телевидении. Поэтому я хорошо знаю структуру государственных телеканалов, прекрасно разбираюсь во всей телеработе – знаю, что такое режиссура, операторское мастерство, кадрирование, цветокоррекция, монтаж... То есть я знаю профессию настолько, что когда веду разговор с человеком, занимающим определенную должность на канале, у него не возникает ощущения, что я – мудак. Я не допускаю в его специфике профессиональных ошибок. Строить клоунаду, что ты разбираешься, невозможно. Все сразу видно.

– Почему вы не задерживаетесь долго на проектах. Это такой принцип сотрудничества?

– Есть прекрасные злопыхатели, которые меня очень стимулируют. От их рассказов особенная радость. Вот они судачат, что я только запускаю проекты за какие-то большие деньги или забираю деньги у владельцев. Говорят, что меня не хватает на игру в долгую. Ребята, давайте разберемся, у кого какие профессии. Моя – создавать телепродукт. Я его создаю. Ваша – его обсуждать.

Кроме того, у меня никогда не было длительных контрактных отношений, никогда не было обязательств. Людей с деньгами в Украине нужно еще приучать с тобой работать. Нельзя, чтобы владелец канала обращался к сотруднику как к рабу. А именно такая модель чаще всего и выстроена на телевидении. Я знаю, к чему иду, я знаю, что для меня все это – опыт, на основании которого я буду выстраивать свою модель в будущем.

– И как вы ее видите?

– Очень конкретно. Она сложная. Можно сказать, что это идиотизм. Так и решили люди, с которыми я своими планами поделился. Но... Идея в том, что все мировое информационное телевидение развилось по неправильному пути. Для меня это очевидно. И до последнего времени мы все тюнинговали неправильную идею. Сегодня я представляю, каким образом можно произвести революцию в информационном вещании.

– Где собираетесь делать революцию?

– В том и дело, что неважно, где ее делать. И я прекрасно понимаю: никто кроме меня не сможет ее реализовать. Идея слишком колоссальна, она перестроит все мировое телевидение и выведет на рынок совершенно новые каналы, которые побьют даже мировые телесети. Они развились по территориальному принципу деления. А нужен другой принцип, и он у меня есть.

Как генеральный продюсер, я должен заниматься глобальными вещами. Условно говоря, я рисую контур картины, которую закрашивать предстоит всем сотрудникам

– "Детектор медиа" написал, что телеканал будут финансировать люди, близкие к Авакову. Как прокомментируете это?

– Могут много чего написать. Сегодня все пытаются выяснить, кому принадлежит канал. Разные вещи говоря про NewsOne, ZiK, “112”, “24 канал”. Можно сколько угодно фантазировать. Это неблагодарное дело. Есть Национальный совет по телевидению и радиовещанию, есть открытые реестры – там можно найти всю информацию о владельцах телеканалов. Если телекомпания совершает противоправные действия, ее наказывают. Получит три предупреждения, будет суд и отключение от вещания. Мы живем при определенных правилах. Если их не соблюдать, наступит абсолютный хаос. И я не собираюсь разгонять эту историю.

– И все же инвестор один или их несколько??

– Один – Владимир Макеенко. Уважаемый и вменяемый. Это роскошь сегодня, скажу вам. Я только создаю творческий продукт. Общением со строителями занимаюсь, потому что важно им объяснить, как сделать тот или иной дизайн. А тендеры на строительство, технику и все остальное меня не касаются. Этим занимаются люди, которые выделяют деньги. Они сами перед собой несут ответственность. Я несу ответственность за продукт, за привлечение средств, за развитие канала, за минимализацию расходов, за качество продукта.

– Есть какие-то идеологические установки у телеканала?

– И я, и любой другой человек вам обязательно наврет, отвечая на такой вопрос (смеется). Мне всегда было важно, насколько сработан коллектив, насколько он гармоничен. Это залог отсутствия любой идеологии. У меня в подчинении находились сотрудники, которые в свое время работали на "112" и NewsOne. У нас не было внутри идеологических журналистских войн, не было серьезных конфликтов, когда кто-то вставал и уходил. У этих людей были разные точки зрения на все происходящее, но когда они выходили в эфир, пытались быть максимально объективными.

Никто из работников этих каналов не может сказать, что я приходил и что-то им втирал. И здесь я тоже не собираюсь рассказывать, каким образом сотрудники должны о чем-то думать. Как генеральный продюсер, я должен заниматься глобальными вещами. Условно говоря, я рисую контур картины, которую закрашивать предстоит всем сотрудникам.

– Как вы подбираете экспертов, которые приходят на эфир?

– Я не пытаюсь контролировать все происходящее, а доверяю людям, с которыми работаю. Этим занимаются гостевые редакторы.

Первый канал занимает огромное здание и место в третьей десятке по рейтингу. С таким приданым он не сможет стать первым

– Что вы думаете о перспективе общественного телевидения в Украине?

– Сложная тема. Скажу одну простую вещь: чтобы на базе Первого национального создать настоящее общественное ТВ, нужно продать это огромное здание и землю под ним и заново построить современный телеканал. Сейчас там – глобальный грустняк. И что бы ни хотели сделать, все время будут бороться с ветряными мельницами. Это адская территория с сотнями охранников, вахтеров, уборщиц, электриков... Никто не знает, сколько там всего складировано. Кто первым разгребет эту свалку, станет героем.

Первый канал занимает огромное здание и место в третьей десятке по рейтингу. С таким приданым он не сможет стать первым. У нас в "Парусе" площадь помещения всего 870 метров, где будет размещаться телеканал, который в разы перекроет показатели Первого национального.

В реальности общественное ТВ – великая вещь. Я рад, что Зураб Аласания возглавил команду – он серьезный игрок, он держит удар и работает.

Фото: Из архива Алексея Семенова Семенов: Нет людей бестолковых. Есть сотрудники, у которых  глаза горят. Если нет – хоть петардой взрывай, не загорится. Фото: Из архива Алексея Семенова

– С появлением интернета все традиционные медиа переживают кризис, телевидение в том числе. Вы верите в будущее ТВ?

– Кризис касается только телеканалов национального масштаба. Ведь чтобы смотреть телесериалы или художественные фильмы, эти каналы зрителю уже не нужны – есть интернет. Зритель повзрослел. Сегодня любой пятидесятилетний человек качает с торрентов то, что хочет посмотреть. Но информационное телевидение точно не умрет. Оно опирается на события, которые ежедневно происходят.

Конечно, прогнозы в целом для телевидения печальные, потому что аудитория постепенно уменьшается. Но я думаю, что через какое-то время небольшие информационные телеканалы будут конкурировать с крупными национальными телекомпаниями. Подрос зритель, воспитанный на интернете, он уже не будет смотреть традиционное ТВ. В итоге останется только информационное вещание.

– А что произойдет с крупными телекомпаниями?

– Они уже теряют стоимость своих активов. Их попытки вырасти безрезультатны. Владельцы пробуют вести переговоры о продаже, но покупателей нет. Никому не нужен продукт, постоянно теряющий в цене, не генерирующий прибыль. Международные компании не хотят покупать наши каналы, а у украинских – просто нет таких денег.

Сегодня нужны телеканалы, дешевые в эксплуатации, которые очень быстро могут вырасти. И не за политические деньги, а за коммерческие. Это главная трансформация, которая должна произойти. И, как менеджеру, мне не столько интересно построить канал, который обгонит все информационное вещание в стране, сколько тот, который станет самоокупаемым, работая с коммерческими деньгами.

– Вы верите, что это возможно?

– Сейчас уже не уменьшаются рекламные бюджеты. Прошло время с того момента, как их урезали. Ситуация стабилизировалась. У меня как-то спросили, могу ли я создать канал, который побьет "Интер"? Я ответил: "Конечно же, нет". "Ну, мы так и знали..." – огорчился собеседник. Бюджет нашего канала гораздо меньше, чем бюджет "112". Но его мы победить сможем. И если бы у меня была половина бюджета "Интера", или "Украины", или "Плюсов", тогда мы их обошли бы. Мы привыкли довольствоваться малым и можем стать тем первым телеканалом, который начнет работать с существующими деньгами в нынешних реалиях. Потому что тех бюджетов, которые были несколько лет назад, уже не будет.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать