"Через тело я возвращаю контроль над ситуацией". Как адаптивный спорт помогает ветеранам обрести себя и вернуться в социум G

"Через тело я возвращаю контроль над ситуацией". Как адаптивный спорт помогает ветеранам обрести себя и вернуться в социум Военный Евгений Омельчук ради реабилитации погрузился в адаптивный спорт, и тот стал базой в его жизни
Фото предоставлено Украинским ветеранским фондом

Спорт и надлежащая психологическая поддержка – залог успешного возвращения ветерана к гражданской жизни, говорят психологи и психотерапевты. С ними поговорила Анастасия Ращенко из Украинского ветеранского фонда специально для издания "ГОРДОН".

Адаптивный спорт для возвращения самоконтроля и преодоления депрессивных состояний

О важности спорта для процесса реабилитации, социализации и адаптации ветеранов говорят повсеместно. Впрочем, речь идет в основном о физическом состоянии военнослужащих, которые вернулись с фронта. Но для возвращения ветеранов к гражданской жизни такое же значение имеет и психологическая составляющая, убеждена психолог и психотерапевт Ольга Семенова.

Ольга Семенова. Фото предоставлено Украинским ветеранским фондом Ольга Семенова. Фото предоставлено Украинским ветеранским фондом

По мнению Семеновой, спорт может стать способом обрести себя.

"Если живешь, то стоит пробовать! Однозначно стоит пробовать! Дальше будет интереснее. Движение – это жизнь, и именно спорт запускает много разнообразных психологических процессов, дает много психологических возможностей. Потому что когда люди занимаются спортом, они все равно попадают в новую для себя среду или окружение, находят новые контакты, новых побратимов и посестер по интересам, включаются и телесно, и психологически. Вообще, спортивная психология является отдельной отраслью, однако она частично пересекается именно с реабилитационным аспектом, реабилитационной психологией", – говорит Семенова.

Ее поддерживают другие специалисты и сами военные, которые вернулись с фронта.

В частности, ветеран и психолог Александр Чаморсов, который сейчас возглавляет горячую линию кризисной поддержки Украинского ветеранского фонда, добавляет, что не просто так для преодоления панических атак советуют что-то сделать физически. Можно выполнить упражнения, пробежаться или сделать что-либо другое, что может показать человеку, как нагружается его тело, как реагируют на движение его мышцы и как он начинает чувствовать себя живым в этот момент.

"Сейчас мы живем в состоянии войны и в состоянии максимальной неопределенности. И, собственно, иногда может казаться, что теряется контроль над ситуацией. И поэтому этот контроль стоит возвращать хотя бы там, где это возможно. И именно спорт может быть инструментом возвращения контроля здесь и сейчас. Например, для меня достаточно просто сделать несколько отжиманий от пола или просто постоять в планке для того, чтобы мое эмоциональное состояние изменилось и я успокоился. Это говорит о том, что через тело я возвращаю контроль над ситуацией для себя, то есть через физическую активность я могу влиять на свое психологическое состояние", – объясняет Чаморсов.

Именно так, по его словам, влияет адаптивный спорт на ветеранов. Например, когда речь идет о ветеране, имеющем инвалидность, то адаптивный спорт возвращает ему ощущение контроля над телом и над ситуацией – то есть то ощущение, которое человек мог утратить после ампутации или после тяжелого ранения, когда организм уже не функционирует так, как раньше. И именно адаптивный спорт дает возможность снова вернуть себе свои опоры.

"Могу засвидетельствовать это на собственном примере, потому что после ранения мои физические возможности тоже несколько ограничены. Но я с удовольствием ходил в спортивный зал в ветеранском центре (это было еще до полномасштабного вторжения), там занимался на тренажерах, делал то, что мог делать, и испытывал при этом радость и удовольствие от движения, ощущал приятную нагрузку на мышцы, приятную усталость после тренировок. К тому же, я ходил в этот спортзал не один, а со своими побратимами, а потому, кроме занятий спортом, у меня было еще и общение", – рассказывает психолог.

Похожий опыт имеет и военный Евгений Омельчук. После полученных на фронте травм, чтобы правильно и как можно быстрее пройти процесс реабилитации, он погрузился в адаптивный спорт, который сейчас стал базой в его жизни.

"Благодаря спорту я чувствую себя по-настоящему живым, полноценным, он дает уверенность в себе и делает твой характер твердым, как твои мышцы. Я чувствую себя архитектором собственного тела и души, потому что спорт помогает мне преодолевать психологические проблемы, благодаря ему я нашел смысл идти дальше. Жажда победы, жажда улучшения результата не оставляют меня. А это дает мне силы тренироваться снова и снова. Спорт вытащил меня из депрессивного состояния, подарил новых друзей, знакомых, новые места, в которых мне удалось побывать. Я получил безграничный опыт, которым сегодня хочу делиться со всеми, у кого его еще нет", – говорит Омельчук.

Сообщество, поддержка и мотивация. Как влияют на ветеранов командные виды спорта

Однако многие, кому такой опыт мог бы помочь, его, к сожалению, не получили, предполагает Семенова. Отчасти потому, что в обществе до сих пор есть определенные стереотипы в восприятии понятий "травма" или "инвалидность".

"Выражение "адаптивный спорт" до сих пор для многих не понятно. Наша задача – изменить это. Впрочем, это большой вызов, преодолевая который, мы можем натолкнуться на большое сопротивление. Мы привыкли, что спорт – это сфера высоких достижений. Правда же? Это Олимпийские или Паралимпийские игры. Но это тоже про соревнования, про медали и так далее. Вместо этого психологически-реабилитационные проекты не являются элитными спортивными соревнованиями. Они не про то, чтобы Украина приехала и выиграла как можно больше медалей. Тут заложены другие ценности. Например, расширение собственных возможностей и перспектива быть примером и ролевой моделью для других, уважение и признание, смелость и командная работа", – поясняет эксперт.

Именно командная работа, по мнению Чаморсова, является важнейшей составляющей адаптивного спорта.

Александр Чаморсов. Фото предоставлено Украинским ветеранским фондом Александр Чаморсов. Фото предоставлено Украинским ветеранским фондом

"Если ветераны тренируются группой, а потом еще и в составе одной команды, то к спортивным достижениям добавляется также общение друг с другом, то есть общение по принципу "равный – равному". Условно говоря, это очень похоже на группы поддержки ветеранов и их близких. И опять же, я это знаю по собственному опыту. Потому что когда я был один на один со своими проблемами после возвращения с войны, мне было очень трудно с этим справиться. И когда я впервые пришел на групповое занятие, понял, что именно групповая работа мне помогает", – делится личным психолог.

Еще одним компонентом успешной реабилитации через спорт, считает Семенова, является системность. То есть тренировки или участие в соревнованиях не должны происходить по схеме "сделали и забыли", они должны стать весомой частью жизни человека.

"Мотивация и психологический комфорт – это когда ты знаешь, что тебя понимают, что у тебя есть сообщество – тренеры, другие участники, другие люди, которые поддержат и помогут; что заниматься спортом и искать для этого возможности – это не что-то такое эксклюзивное, а норма. И второй компонент – это вот, собственно, эти возможности. Это доступные залы, пространства, оборудование и виды спорта, выбирать которые нужно с учетом травм. К примеру, участники с так называемой политравмой часто нуждаются в помощи в подборе того вида спорта, который будет способствовать их восстановлению, а не вредить здоровью", – говорит психолог.

"Спортивными победами все не ограничивается". В чем ценность адаптивного ветеранского спорта

В то же время задача психологов и психотерапевтов, которые работают с военными в процессе реабилитации, – доносить ветеранам, что адаптивный спорт – это прежде всего о победе над собой и над своими страхами, а не только о медалях и первых местах.

"Мы не отрицаем, что спорт – это история о соревнованиях. И это естественно – хотеть занять призовое место. Однако победами все не ограничивается. Потому что в этой истории есть гораздо больше важных вещей. То есть мы не вычеркиваем одно в противовес другому. Мы расширяем видение. Говорим: "Смотри, попробуй – и ты почувствуешь, насколько меняется твоя жизнь". И после того, как человек получает или не получает медали, все только начинается, а не заканчивается", – отмечает психолог.

Еще одно преимущество адаптивного спорта, с точки зрения психологов, – налаживание межличностных связей. Спорт способствует улучшению отношений в коллективе или семье.

"Спорт усиливает способность к саморегуляции. Потому что через физические упражнения человек управляет собой, своим телом. А командные виды спорта развивают еще и такие качества, как умение находить контакт и общий язык с другими участниками команды, умение контролировать свою импульсивность, управлять реактивностью, эмоциональностью, желанием доказать собственную правоту и обостренным чувством справедливости, что помогает адекватно проявлять эти качества, реагируя на обстоятельства. Я считаю, что в итоге это положительно сказывается также на личных отношениях ветеранов, потому что спорт придает уверенности", – убеждена Семенова.

Впрочем, чтобы сделать первые шаги в адаптивном спорте, ветераны в первую очередь нуждаются в вере в себя и свои силы. Важно, чтобы общество было готово к возвращению ветеранов с фронта в гражданскую жизнь, поддержало и помогло им, в частности, осознавало, кто такие современные ветераны и какие потребности у них есть. Потому что для многих до сих пор слово "ветеран" ассоциируется прежде всего с участниками Второй мировой войны. Вместо этого сейчас среди ветеранов – и 19-летние парни, которые возвращаются с фронта и начинают искать свое предназначение в новой жизни. Для этого им необходима поддержка родных и близких людей, а также общества в целом, отмечают психологи.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать