9 августа 2018 года в Киевском следственном изоляторе №13, больше известном как Лукьяновское СИЗО, произошел скандал. Бойцы расформированной роты "Торнадо" забаррикадировались в одной из камер и оказали сопротивление представителям прокуратуры и спецназу, приехавшим в изолятор для обысков. Более того, во время штурма торнадовцы прямо из камеры больше часа вели онлайн-трансляцию, которую подхватили все новостные телеканалы Украины. После подавления бунта четверых из восьми торнадовцев, содержавшихся в СИЗО, увезли в колонии за пределы Киева, еще четверых посадили в карцер.
После инцидента были уволены четыре сотрудника изолятора, в том числе начальник Лукьяновского СИЗО Валерий Бунак. 54-летний полковник внутренней службы Бунак возглавлял главный изолятор Украины полтора года, с февраля 2017-го. До того почти семь лет он был начальником Запорожского СИЗО, а начинал свою карьеру с изолятора в Кривом Роге, где проработал 14 лет.
В интервью "ГОРДОН" Бунак рассказал, почему все, включая заключенных, знали о предстоящем штурме торнадовцев, а для него это стало сюрпризом, как у заключенных оказались запрещенные в СИЗО мобильные телефоны, взрывпакеты и ножи. Кроме того, он объяснил, как в сети появилась фотография отстраненного главы Госфискальной службы Романа Насирова в окружении "смотрящих", что случилось с теми, кто слил видео празднования дня рождения криминального авторитета, содержащегося в изоляторе, и почему раньше была настоящая борьба с оргпреступностью, а сейчас за решеткой только "уголовники, добровольцы, всякий мелкий сброд".
Я даже не знал, что "Торнадо" собираются обыскивать в камерах. Зато все остальные, включая зэков, знали за день до этого
– По версии ГПУ и военной прокуратуры, в Лукьяновском СИЗО должен был пройти обыск в камерах восьми экс-бойцов "Торнадо", но они оказали сопротивление, в итоге в ход пошел спецназ. Изложите вашу версию: что произошло 9 августа в изоляторе?
– Я постфактум узнал, когда в СИЗО уже появился какой-то спецназ. Операция была разработана втайне. Абсурд, но я даже не знал, что "Торнадо" собираются обыскивать в камерах. Зато все остальные, включая зэков, знали за день до этого.
– И что из этого следует?
– Что везде предатели. Когда понял, кто и зачем сюда приехал, сам предложил: "Давайте вызову Онищенко (Руслан Онищенко, экс-командир "Торнадо". – "ГОРДОН") к себе, поговорю с ним, не доводите до противостояний". Онищенко сначала собирался ко мне на переговоры, после резко передумал, заявил: "Мы уже знаем, что нас будут штурмовать, никому больше не верим", и не вышел из камеры.
Туда выдвинулась группа захвата – и началось... Я до сих пор уверен: можно было попытаться по-другому решить вопрос, поговорить с торнадовцами, а не прессовать. Мне всегда это удавалось, но было поздно, никто меня не спрашивал, операцию спланировали заранее.
– Сколько прошло времени с момента, когда представители военной прокуратуры и спецназ вошли в СИЗО, до окончания операции?
– Час-полтора, я все это время находился в своем служебном кабинете. Кстати, не было никакого "бунта "Торнадо". Не понимаю, откуда взялась эта формулировка. Бунт – это когда зэки выбивают двери, вырываются из камер, захватывают персонал, угрожают и избивают. У торнадовцев было неповиновение: отказались выйти из камеры.