Душе хочется чего-то большого, светлого и, вполне возможно, кровавого
Ну что, давно ли мы жаловались на засилие в мировой политике серой политкорректности? Давно ли причитали, что, вот, оскудел шар земной на черчиллей с де голлями? Мол, куда ни плюнь – повсюду в руководящих кабинетах сидят олланды и не дождешься от них ни ярких монологов, ни решительных действий…
Ну так я вас поздравляю: дождались. И за словом в карман не лезут, и действуют решительно, даже слишком. Настолько решительно, что можно не колеблясь назвать их политическими гопниками. Шепотом, конечно, не то и вами займутся незамедлительно…
О ком речь? Давайте загибать пальцы: Путин в России, Лукашенко в Беларуси, Асад в Сирии, Эрдоган в Турции, Ким Чен Ын в Северной Корее. Ну и стучится в этот эксклюзивно мужской клуб гопница со стажем – француженка Марин Ле Пен. Впрочем, допустят ли ее к участию в самой Франции – большой вопрос…
Разумеется, все эти ребята очень разные, каждый гопничает по-своему. Скажем, Лукашенко с Асадом на чужие территории не претендуют – ресурс не тот. Но свою песочницу метят истово – кто милицейскими дубинками, а кто и зарином. К прозвищу Диктатор оба давно уже привыкли. Хотя искренне радуются, когда появляется кто-то еще более одиозный. А то обидно как-то считаться первым Иродом на деревне…
У Путина же с Эрдоганом размах пошире. И болезнь одна на двоих, имперская чесотка называется. Внутреннюю оппозицию оба тоже под плинтус норовят загнать (и загоняют) – но душе хочется чего-то большого, светлого и, вполне возможно, кровавого. Места в истории хочется – чтобы в учебники да на несколько параграфов жирным шрифтом. Мол, пришел в лихие 90-е (нулевые), в разгар нищеты, безработицы и бандитизма (нужное – подчеркнуть), поднял–возродил Российскую (Османскую) империю с колен и, вопреки козням врагов, неуклонно ведет ее к новым свершениям и территориальным завоеваниям!
А вот юного Ким Чен Ына и сравнить-то не с кем: уж больно самобытен северокорейский диктатор и его пухнущая от счастья страна. Впрочем, почему сравнить не с кем? А Рамзан Кадыров? Такой же изоляционист, так же любит тотальное подчинение, так же беспощадно уничтожает врагов рей… извините, недругов своей процветающей республики.
И решил хороший гопник вплотную заняться гопниками плохими
…И жить бы всем этим достойным людям – поживать, да добра соседского наживать, но тут появился Дональд Трамп, которому в нашей системе координат впору присвоить прозвище хороший гопник. И решил этот хороший гопник вплотную заняться гопниками плохими. То ли для телекартинки, то ли для отвлечения внимания от скандалов вокруг своего имени. А может, и всерьез: разве можно с уверенностью утверждать что-либо, говоря о своенравном мультимиллионере с замашками шоумена?
Вы спросите: господин писака, ты в своем уме? Как можно президента самой могущественной страны в мире называть гопником? Разве это отменяет ее славную многовековую эволюцию, ее прессу и демократические институты, заточенные, в том числе, и под то, чтобы держать в узде самого взбалмошного сумасброда при власти?
И я отвечу вам: нет, это не отменяет ее славную многовековую эволюцию, ее прессу и демократические институты, заточенные, в том числе, и под то, чтобы держать в узде самого взбалмошного сумасброда при власти. Но по всем техническим характеристикам Дональд Трамп соответствует описанию гопника.
Он не считается с мнением окружающего мира, с легкостью пускает в ход силу – и, как правило, гордится этим. Ему плевать на критику, из визави он признает только успешных и сильных; пренебрежительно высказывается о женщинах; без стеснения хамит оппонентам, а если понадобится – из тактических соображений обвиняет их в разнообразнейших прегрешениях. Он непредсказуем – за исключением одного лишь фактора: всегда и во всем он будет поступать так, как считает выгодным для себя…
Всего несколько месяцев ушло у Трампа на то, чтобы оценить положение в Соединенных Штатах и за их пределами. Разобравшись, 45-й президент США перешел к активным действиям: мощный ракетный удар по базе Асада, использование сверхмощной бомбы в Афганистане, информационное давление на Путина, и вот теперь – игра в "кто кого пересмотрит" с юным (по меркам элитного гопнического клуба) северокорейским вождем.
Сравнительно небольшой масштаб кровопролития и достигнутое таким образом спокойствие заставят замолчать если не всех, то очень многих критиков
При этом Трамп – умный гопник и ведет игру по всем правилам гопнических воин, а именно:
1. Любую попытку сдерживать силу посулами и уговорами соперник будет считать признаком слабости и, при случае, усилит давление (Обама не даст соврать).
2. Использование силы против гопника повысит твой авторитет не только у окрестных местных жителей, но и в самом "клубе".
3. Действовать нужно внезапно, чтобы гопники статусом пожиже не успели заключить против тебя союз. Еще вернее – продемонстрировать жесткость всем сразу, это деморализует желающих устроить толчею с возгласами "А ты кто такой?". Сами видите – какой.
4. Давить нужно, комбинируя реальные силовые акции с блефом; однако, блефуя, нужно всякий раз быть готовым подтвердить свою игру силовым захватом. Это сделает твой авторитет среди плохих парней непререкаемым. Да и среди хороших тоже. Кое-кто, конечно, поморщится при виде пролитой кое-где крови, однако сравнительно небольшой масштаб кровопролития и достигнутое таким образом спокойствие заставят замолчать если не всех, то очень многих критиков.
Удастся ли гопнику Дональду схарчить конкурентов по всем вышеизложенным правилам? Сказать пока трудно. Вон с малолетним Ким Чен Ыном уже пошла классическая гопническая игра с повышением ставок: в ответ на сосредоточение в зоне влияния Кимом ударной группы во главе с авианосцем "Карл Винсон" (читай: "а если найду?") убийца собственного дяди провел масштабный парад, где впервые продемонстрировал баллистические ракеты подводных лодок (читай: "а попка не слипнется?").
Речь, напомню, идет о ядерных испытаниях, проводимых Северной Кореей. Так что, боюсь, нас ожидают и следующие стадии типовой гопнической дискуссии: "Ты на кого батон крошишь?...", "А ты кто такой? Вали с моего раена…" и "Сейчас я покажу тебе, кто я такой…". Вплоть до "Пасть порву, моргалы выколю!"
Не то, чтобы это был единственный ракурс, под которым можно смотреть на происходящее. Можно (а отчасти нужно) трактовать ситуацию и вот так: влиятельное демократическое государство использует арсенал имеющихся у него средств, чтобы принудить к мирному сосуществованию опасный государственный режим. Мы не дадим ошалевшему диктатору ставить под угрозу жизни сотен миллионов людей!
Да, можно и так. Но почему у граждан соседних государств слегка дрожат руки? И почему весь мир заглядывает в новостные ленты несколько чаще обычного?