Многолетний мэр Харькова Геннадий Кернес – один из самых одиозных украинских политиков-регионалов времен Виктора Януковича, не только сохранивший свой пост после победы Евромайдана, но вновь победивший на местных выборах осенью 2015 года. Причем предвыборную кампанию Кернес провел в инвалидной коляске: 28 апреля 2014 года на него было совершено пятое по счету покушение. Пуля попала в левый бок и повредила позвоночник. Кернес выжил, но лишился возможности ходить. В интервью "ГОРДОН" мэр Харькова признался, что был шанс вновь встать на ноги, но время безнадежно упущено из-за "санкционных списков 2014 года".
В марте 2014 года против Кернеса были выдвинуты обвинения в незаконном лишении свободы, пытках и угрозах убийства активистов харьковского Евромайдана. Судебные заседания больше полутора лет идут в Полтаве. Все обвинения в свой адрес Кернес категорически отвергает, утверждая: дело сфабриковано, "это личная месть".
Интервью длилось почти три часа и несколько раз прерывалось: спикер время от времени морщился и бледнел от приступов боли, после решал рабочие вопросы с многочисленными посетителями. Кернес много и с удовольствием говорит о своих достижениях в Харькове, о реформе децентрализации, о порядке, который навел в городе, но неохотно идет на контакт, едва вопросы касаются современных политических реалий и нынешней власти в Украине.
Были донецкие, теперь винницкие. Но это такое дело… Главное – результат
– В этом году исполнилось семь лет, как вы возглавляете Харьков. Отмечали эту дату?
– Нет.
– Почему?
– Смотрю только вперед, назад не оглядываюсь.
– Наряду с Кличко и Садовым вы единственный мэр, которого знает вся Украина. Как думаете, почему?
– Не знаю, почему. Хорошо, что знает вся страна, хотя цели такой не было. Я стремился, чтобы у меня был хороший результат – в городе и у моих избирателей.
Вот вы говорите, что знает вся Украина, а с какой стороны? Что-то слышали о моих достижениях в Харькове? Больше звона о скандальных заявлениях политиков о Кернесе, которые подхватывают в СМИ. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Милости просим в Харьков.
Вот вы журналист, зашли ко мне в кабинет. Вы когда-нибудь видели, чтобы у руководителя была постоянно открыта дверь? Я здесь, всегда среди людей, ни от кого не прячусь.
– Почему столько лет в Харькове вам нет альтернативы?
– Почему нет? Да полно людей, которые могли бы делать, может, и лучше. Ты знаешь, что в Харькове жили и работали нобелевские лауреаты? Мы вообще передовики во многих вещах. И скажи, пожалуйста: у города Харькова есть характер? Есть! Терпел бы он такого, как я? Ответ – моя победа в первом туре с показателем 65,8%.
Стараюсь любую задачу, за которую берусь, доводить до позитивного результата, выкладываюсь на 101%. Думаю, смог бы разобраться на любом месте. Другое дело – набрать команду, с кем будешь работать.
– Из действующих влиятельных политиков кого считаете самым эффективным?
– Гройсмана. Знаю его, когда он еще мэром Винницы был, очень эффективный, очень системный. И команду из винницких набрал. Были донецкие, теперь винницкие. Но это такое дело… Главное – результат.
Сначала свары между политиками в Раде, потом подключаетесь вы, журналисты, и однобокое общественное мнение готово
– У вас включен новостной канал, говорят о товарной блокаде в Луганской и Донецкой областях. Вы как к блокаде относитесь?
– С обеих сторон живут люди. Не могу сказать, почему это происходит, но знаю: пока не было блокады, у нас проблем с отоплением не было, теперь что-то происходит, уголь заканчивается.
Вы говорили, что читатели на сайте и в Facebook активно реагируют на блокаду, поддерживают. Реагируют потому, что у населения давно есть запрос на порядок. Одна сторона требует прекратить перемещение грузов, другая утверждает, что блокада угрожает энергетической безопасности страны. Я предлагаю действовать по закону, разобраться, на каком правовом основании товары поступают из одного города, который не контролирует Украина, в другой, который Украина контролирует. Вроде все все знают, а на законы и порядок закрывают глаза.
– Спрошу иначе: если бы в Facebook появился пост, что участники торговой блокады перекрыли очередную железнодорожную ветку с оккупированными территориями, пользователь соцсетей Геннадий Кернес нажал бы "нравится" или "возмутительно"?
– Задолбали, конечно, не написал, но "возмутительно" нажал бы.
– Потому что?..
– …это срывает людям планы, срывает уверенность людей в завтрашнем дне.
– А "люди" – это кто конкретно?
– Народ Украины. Блокада больше похожа на пиар, который сейчас присущ всей политике. Любой повод раздувают.
– Самый сильный лидер Европы Ангела Меркель – точно человек со стержнем. Сомневаюсь, что на совещаниях с подчиненными ей приходится обращаться к уголовной лексике.
– У нас, как у немцев, не получится. Вы не знаете сути высказываний о "сучьем псе". Был взрыв газа, пополам раскололся многоэтажный жилой дом. Я приехал, люди вышли, все в шоке, плачут. Мы начали их расселять. Один из директоров коммунального предприятия сказал, что готов временно поселить одну из семей в общежитии.
Вечером приезжаю в больницу проведать пострадавших. Одна из них говорит: вот, мол, дали комнату в общежитии, а там ни кровати – ничего. Я собрал совещание, начал заслушивать, как расселили жильцов дома. И мне этот директор коммунального предприятия говорит, что разместил красиво-хорошо. Ну, короче, все как у нас обычно. Я ему сказал: "Ты, сучий пес, еще раз меня обманешь, я тебя на ноль помножу". Но журналисты подхватили только "сучий пес", а о том, что я пресек вранье чиновника, – ни слова.