Семьи погибших в катастрофе MH17 не замолчат, пока виновные не предстанут перед судом – экс-спикер спецмиссии ОБСЕ в Украине

Семьи погибших в катастрофе MH17 не замолчат, пока виновные не предстанут перед судом – экс-спикер спецмиссии ОБСЕ в Украине 17 июля 2017 года в Нидерландах открыли мемориал в память о жертвах авиакатастрофы на Донбассе
Фото: EPA

Майкл Боцюркив был спикером специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине в тот момент, когда рейс Амстердам – Куала-Лумпур был сбит в небе над Донбассом. Он был на месте крушения, когда туда пытались попасть родственники – в поисках тел, вещей, ответов на вопросы. Через три года после катастрофы Боцюркив увиделся с семьями погибших на открытии мемориала в Нидерландах и написал об этой встрече колонку для The Atlantic Council. По согласованию с редакцией портала издание ”ГОРДОН” публикует перевод статьи без сокращений.

Мы все теперь семья, объединенная трагедией

Первым родственником одного из пассажиров рейса MН17, которого я встретил, был Джордан Уизерс. Благодаря BBC мы встретились, чтобы сделать документальный фильм об одном из самых тяжелых бедствий гражданской авиации в современной истории. Этой катастрофой было крушение самолета "Малайзийских авиалиний", который был сбит пророссийскими сепаратистами на востоке Украины 17 июля 2014 года. Все 298 человек на борту погибли.

В то время я работал в Киеве в качестве представителя специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине. Как часть первой международной команды, которая прибыла на место крушения, я имел глубокое представление о том, что произошло, и Джордан хотел включить мои сводки в документальный фильм.

По невероятному стечению обстоятельств, из всех жертв дядя Джордана, Гленн Томас, был максимально близок мне по профессии, образу жизни и связям. Мы оба были гуманитариями, спикерами для прессы и бывшими журналистами. Гленн был одним из нас. Мы за считанные мгновения как представители многосторонних организаций выезжали на конференции или места катастроф. Мы прыгали в самолеты или становились добровольцами в зоне бедствия, не думая дважды. 

Фото: EPA Король Нидерландов Виллем-Александр и королева Максима на церемонии открытия Национального памятника жертвам авиакатастрофы MH17 в Вийфхуйзене 17 июля 2017 года. Фото: EPA

17 июля, на церемонии в память о третьей годовщине MH17 в Амстердаме, я встретил и других людей, которые были связаны с Гленном и документальным фильмом BBC. Трейси, сестра-близнец Гленна и мать Джордана. Голландский священник, который служил для семей жертв в Хилверсуме. Силен, которая потеряла в катастрофе дочь. Я познакомился с партнером Кевина, элегантным человеком, приезжавшим сюда в марте, чтобы посадить дерево, которое увековечит память его потерянного друга. Робби, который прилетел в Днепропетровск, а затем нанял такси, чтобы проехать несколько сотен километров к месту крушения в безнадежном поиске тела и вещей своей сестры.

Я встретил и обнял других людей, которые были частью трагедии MH17. Брата Азрин – одной из двух старших стюардесс на борту MH17. Уроженку Пенанга, чей муж погиб. Сестру еще одного старшего бортпроводника.

Мы все теперь семья, объединенная трагедией. Разве не странно, как из-за трагедии могут развиваться новые дружеские отношения и теплые связи? Вчера я видел, как малайзийцы обнимали голландцев, британцы обнимали австралийцев. Около 2000 человек собрались вместе на церемонии, что прерывалась слезами, смехом, долгими периодами молчания и размышлений. Я видел плачущих родственников, нежно склонившихся к молодым деревьям, которые были посажены в память о погибших.

Фото: ЕРА Родственники на церемонии открытия Национального памятника жертвам авиакатастрофы MH17 в Вийфхуйзене 17 июля 2017 года. Фото: ЕРА

До 17 июля 2014 года сотни людей в мемориальном парке не имели никакого отношения к кипящей на востоке Украины войне, которая не только сбила MH17, но и унесла более 10 000 жизней и вынудила уехать около двух миллионов человек. Одна эта ракета изменила их жизни навсегда.

В разговорах с родственниками я почувствовал, что все стремятся к тому, чтобы правосудие свершилось быстро, чтобы ответственные за тяжкое преступление были осуждены как можно скорее.

На сегодняшний день возглавляемая Нидерландами совместная следственная группа идентифицировала 100 заинтересованных лиц, которые так или иначе связаны с запуском из ”Бука" ракеты, сбившей MH17. Около 200 полицейских и судебных экспертов, использующих анализ большого объема данных, неустанное упорство и старые добрые методы сыска, находятся в шаге от указания на ответственных. Как полагают, все они находятся в России или в контролируемых Россией районах Донбасса.

Даже если они не собирались сбивать гражданский авиалайнер, есть одно слово, которое мы хотим услышать, и это ”извините"

Вчера я почувствовал слабый оптимизм в отношении того, что исполнители будут экстрадированы для судебного разбирательства в Нидерланды, которые взяли на себя юрисдикцию в уголовном деле. Но есть и надежда, что они будут судимы заочно и столкнутся с ограничениями на поездки и санкциями для своего бизнеса и собственности.

Одно можно сказать наверняка: эти семьи не успокоятся, и они не замолчат, пока виновные не предстанут перед судом. Один из родственников мне сказал: "Даже если они не собирались сбивать гражданский авиалайнер, есть одно слово, которое мы хотим услышать, и это ”извините".

Фото: EPA Траурная церемония 17 июля 2017 года на месте катастрофы возле села Грабово Донецкой области, которое контролируется боевиками ”ДНР”. Фото: EPA

Иногда на протяжении жизни мы оказываемся в совершенно незапланированной ситуации, в которой наши навыки и сострадание подвергаются испытанию. Для меня воссоединение с семьями за последние пару дней замыкает невероятный круг – огромный цикл, который начался три года назад среди хаоса и боли места крушения и который завершился теплыми объятиями родственников жертв. Это день, который я никогда не забуду.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать