Никто нам не построит государство, если мы его сами не построим
Размышления по поводу двух юбилеев в политической истории Украины.
"Никто нам не построит государство, если мы его сами не построим, и никто из нас не сделает нацию, если мы сами нацией не захотим быть", – кажется, это написано для наших дней и именно для нас, украинцев XXI века. А принадлежат эти мудрые слова известному политическому деятелю, историку, публицисту, дипломату, основателю и теоретику украинского консерватизма Вячеславу Липинскому, который ушел из жизни 90 лет назад – 14 июня 1931 года.
Родился Вячеслав в селе Затурцы (Волынь) в родовом имении польского шляхетского рода Липинских. Учился в Житомирской, Луцкой и Киевской гимназиях. Пребывание в Киеве, где он был учеником известной Первой киевской гимназии, безусловно, повлияло на дальнейшее развитие его взглядов. Весной 1903 года Липинский поступил в Ягеллонский университет в Кракове, где изучал агрономию и слушал лекции по другим предметам, в частности по истории и украинской литературе. В 1906 году, закончив обучение, поехал в Женеву, чтобы изучать социологию в тамошнем университете. Из-за ухудшения состояния здоровья (туберкулез) в 1907 году вернулся в Краков и продолжил обучение в Ягеллонском университете. С 1909 года Липинский находился или в Кракове, или в своем собственном имении в нынешней Черкасской области. Как отмечают некоторые источники, уже тогда Липинский начал осознавать необходимость возвращения украинскому народу его элиты, частично ополяченной, частично русифицированной.
Накануне Первой мировой войны Липинский участвовал в деятельности политических эмигрантских кружков. Был привлечен к организации за пределами России украинского политического центра, впоследствии трансформированного в Союз освобождения Украины. Летом 1914 года в начале Первой мировой войны его призывают в армию. Воевал в Восточной Пруссии в составе армии генерала Самсонова. После ранения и ухудшения состояния здоровья был переведен в резерв. После Февральской революции участвовал в украинизации воинских частей в Полтавской области. Тогда же он стал одним из основателей консервативной Украинской демократично-хлеборобской партии (УДХП) и автором ее политической программы, утвержденной в августе 1917 года.
Вячеслав Липинский во время воинской службы. Фото: lokachi.rayon.in.ua
После провозглашения 24 января 1918 года Украинской Народной Республики УДХП была единственной партией, которая оставалась вне Украинской Центральной Рады (УЦР). Первый съезд УДХП, который состоялся в марте, выдвинул требования к УЦР, среди которых – приватизация земли, правовое государство, равные права для политических партий, а также вхождение своих представителей в состав УЦР. Требования были отклонены. Весной 1918 года Вячеслав Липинский сближается с Павлом Скоропадским, будущим гетманом Украинского государства. УДХП сыграла заметную роль в подготовке и осуществлении гетманского переворота 29 апреля 1918 года. В начале июня 1918 года Вячеслав Липинский выехал из Украины в Вену, чтобы занять там должность посла Украинского государства. Послом он оставался еще некоторое время после свержения гетманата.
Протестуя против расстрела полковника [УНР Петра] Болбочана, Липинский подал в отставку с должности посла. В конце августа 1919 года он передал дела посольства своему заместителю и впоследствии поселился в Райхенау – горном городке в Нижней Австрии. На эти годы приходится его интенсивная научная и публицистическая деятельность. В ноябре 1926 года по поручению Павла Скоропадского Липинский переехал в Берлин работать в новосозданном Украинском научном институте. Впрочем, через два года по совету врачей оставил институт и вернулся в Австрию. По мнению некоторых его биографов, в это время Липинский сблизился с Василием Вышиваным (это имя австрийский эрцгерцог Вильгельм фон Габсбург получил во время Первой мировой войны от украинских воинов за любовь к Украине), который приложил значительные усилия для продвижения украинского вопроса за рубежом. Весной 1931 года состояние здоровья Липинского ухудшилось. В апреле 1931-го Вячеслава Липинского перевели в санаторий "Винервальд", где он умер 14 июня 1931 года.
Если не восстало еще Украинское государство, то это главным образом потому, что за редким исключениям строить его брались люди аморальные
Его непростой, а порой и драматический жизненный путь хорошо известен многим нашим соотечественникам, которые по-настоящему интересуются историей Украины начала ХХ века. Вячеслав Липинский принимал непосредственное участие в тех переломных событиях, переживал их лично, часто и метко комментировал, блестяще анализировал и делал глубокие выводы – выводы, многие из которых остаются чрезвычайно актуальными и в наши дни.
Долгое время Вячеслав Липинский работал над концепцией возрождения украинской государственности, которая стала идейно-политической платформой современного украинского консерватизма. Его мировосприятие в значительной степени базировалось на глубоком интересе к истории Украины в сочетании с европейским общественным мнением, собственным политическим опытом, непосредственным участием в украинской национально-освободительной борьбе.
Этот выдающийся украинский мыслитель был среди тех мировых авторитетов, которые первыми начали говорить о необходимости нравственности в политике. "Если не восстало еще Украинское государство, то это главным образом потому, что за редким исключениям строить его брались люди аморальные и, вследствие этого, без порыва для жертв во имя своей морали", – констатирует Вячеслав Липинский в работе "Мораль и политическое действие".
Вячеслав Липинский. Фото: nas.gov.ua
"Никакая человеческая община, способная к жизни и творчеству, не может существовать без собственной внутренней морали, без своего собственного понятия о добре и зле и без такого же твердого убеждения, что то, что она хочет делать, есть добро и то, с чем она борется, есть зло. Только такое твердое убеждение в правоте своих хотений дает каждой общине моральную силу, без которой никакое творческое дело невозможно", – отмечает он и продолжает: "Власть украинскую надо только сотворить. А творить власть могут только люди моральные, то есть люди, которые глубоко всеми фибрами своей души верят, что то, что они творят, есть правда, есть добро". Сегодня же снижение уровня нравственности в политике, и не только украинской, приводит к падению авторитета многих традиционных институтов, разочарованию широких слоев населения в существующих политических системах, росту популярности разного рода популистов, возникновению насильственных бунтов.
Слабость колониальных наций является следствием слабости их национального консерватизма
Важное место в философско-политическом наследии нашего известного соотечественника занимает его определение взаимосвязи между консерватизмом и продвижением (прогрессом). Так, в работе "Консерватизм и прогресс" Вячеслав Липинский предложил формулу взаимодействия и взаимного дополнения консерватизма и прогресса и государственного развития, подчеркивая, что "о прогрессе нельзя помыслить без совершенствования и развития уже существующего... Существование и развитие нации зависят от такого или иного взаимоотношения консерватизма и прогресса, от взаимоотношения между тем, что уже сделано, уже сотворено, и тем, что хочется делать и творить". Он также отмечает, что "эти две силы, консервативная и постепенная, от которых зависит нормальная жизнь нации, могут существовать только вместе и одну без другой помыслить нельзя...", и добавляет: "Сильный, единственный и хорошо организованный прогресс может существовать только при сильном едином и хорошо организованном консерватизме".
Размышляя о трагедии негосударственных колониальных наций, Вячеслав Липинский считал, что их слабость является следствием слабости национального консерватизма. Именно в этом он видел поражение гетманства в Украине, которое упало под влиянием внутренних распрей, а те же, кто с бездумным упорством инициировал эти распри, были сразу же поглощены враждебными внешними антиукраинскими факторами.
Вячеслав Липинский считал, что каждое национальное возрождение начинается с возрождения элиты, сформулировал ее определение и раскрыл ее назначение. По его мнению, это группа людей, которую он в работе "Национальная аристократия" определял именно через этот срок и куда он включал тех, кто способен быть "проводниками и организаторами нации". Он был убежден, что эти люди должны обладать соответствующими материальными средствами и должны "соответствовать тем понятием законности и общественной морали, которыми живет в данный исторический момент целая нация. Другими словами, во всякое время национальная аристократия должна иметь, кроме материальной силы, еще и моральный авторитет в глазах своей нации".
Вячеслав Липинский особенно отмечал: "Без этих основных примет: материальной силы и морального авторитета – нет и не может быть национальной аристократии. А без национальной аристократии – без сильных и авторитетных проводников и организаторов нации в ее тяжелой борьбе за существование – нет и не может быть нации". Последнее, кажется, выглядит более чем актуально именно для сегодняшней Украины. При этом, конечно, речь идет об элите настоящих профессионалов своего дела с четкими моральными принципами и ценностями, а не о ее низкопробном эрзаце, который почему-то у нас сегодня часто называют элитой.
"Сила и честь" предлагает объявить 2022-й годом Вячеслава Липинского
Сегодня мы почти ежедневно убеждаемся, что в этом несентиментальном и жестком мире выживут только те национальные организмы, которые продемонстрируют достаточный уровень национальной устойчивости (термин resilience или national resilience в наши дни упоминается во многих исследованиях, посвященных безопасности и национальному развитию). Конечно, обеспечить такой достойный уровень существования для Украины сможет только настоящая, государственно настроенная элита.
Сейчас мы также видим попытки создания искусственных идеологических конструкций в противовес консервативным ценностям. Впрочем, именно ценности, о которых сегодня так много говорят, уже несут в себе определенные элементы укоренившейся традиции. Обращение же к традиции, безусловно, является неотъемлемой чертой консерватизма. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что наш мир был бы совсем другим без философско-исторического наследия Эдмунда Берка, Алексиса де Токвиля, Дэвида Юма, Вячеслава Липинского, Уинстона Черчилля, Маргарет Тэтчер, Рональда Рейгана и многих других мыслителей и политических деятелей консервативного направления. А современный консерватизм означает сохранение собственного наследия и уважение к общецивилизационным достижениям при постоянном движении вперед и создании благоприятных возможностей для реализации стремлений каждого.
17 апреля 2022 года будет отмечаться 140 лет со дня рождения Вячеслава Липинского. Фото: wikimedia.org
Партия "Сила и честь", как политическая партия консервативной демократии, не только настроена на то, чтобы внедрить нравственность в украинской политике, но и прийти к власти, не поступаясь при этом никакими основополагающими партийными принципами. Мы стремимся иметь государство, в котором будет работать закон, где будет расти экономика, будет развиваться наука, существовать прочное местное самоуправление и где каждый гражданин будет иметь все условия для достойной жизни. А ориентиром для нас в этом контексте являются слова известного государственного деятеля и политика Уинстона Черчилля, который, рассуждая о консервативных принципах, с гордостью говорил: "Принципы нашей партии не выставляются на аукцион".
17 апреля следующего, 2022 года будет отмечаться ровно 140 лет со дня рождения Вячеслава Липинского. Партия "Сила и честь" планирует провести ряд мероприятий с целью надлежащего празднования этой важной даты в политической истории нашего государства и предлагает объявить 2022-й годом Вячеслава Липинского.