$39.67 €42.52
menu closed
menu open
weather +10 Киев

Борьба с коррупцией - результат

Кроме внешней агрессии, у нас есть внутренняя агрессия. Это коррупция в стране. Для ее преодоления у меня есть большие надежды как на МВД, так и на отраслевые министерства.

Арсений Яценюк, 3 декабря 2014 года

О необходимости бороться с коррупцией премьер говорил и своему первому правительству, и второму.  Ее искоренение  – одна из пяти приоритетных задач, озвученных премьером перед министрами 3 декабря, сразу после избрания нового Кабмина.

Уже через месяц, в конце прошлого года, на итоговой пресс-конференции Яценюк заявил, что "на макроуровне" коррупцию удалось преодолеть. Мол, она остается только "на микроуровне". Таким положительным примером Яценюк назвал налаживание поставок газа без посредников. "Мы достигли успеха в преодолении коррупции в энергетическом секторе. У нас больше нет компаний-посредников и миллиардов долларов, которые вытекали в карманы украинских олигархов", – сказал Яценюк во время январского визита в Берлин.

Вместе с тем обычные граждане существенных изменений не замечают. По данным опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии в декабре прошлого года, почти 80% украинцев считают, что за последний год уровень коррупции в стране сохранился на прежнем уровне или даже повысился.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Виталий Шабунин – глава правления Центра противодействия коррупции. Фото: Реанімаційний пакет реформ / Facebook Виталий Шабунин – глава правления Центра противодействия коррупции. Фото: Реанімаційний пакет реформ / Facebook

– Если слова премьера о преодолении коррупции – правда, то я хочу, чтобы он показал, где увеличение бюджета от закрытия всех этих схем. Если ликвидированы схемы на таможне, бюджет должен пополниться на 10 млрд грн, в "обнале" – на 15 млрд грн, в госзакупках – еще минимум на 20 млрд грн. То есть при условии, что эти ключевые схемы закрыты, должны быть либо посадки, либо рост бюджета. Но их нет. Поэтому разговоры о преодолении большой политической коррупции – бред. Это попытка выдать желаемое за действительное. И еще. Если Яценюк говорит об искоренении большой политической коррупции, то каким образом это было сделано? Какие реформы были осуществлены, чтобы она исчезла? Я о таких не знаю. Возможно, премьер их прячет?

Теперь по поводу заявлений о преодолении коррупции в газовом секторе. Как это отражается на тарифе? Я согласен, что посредников выбросили, но бенефициары этой схемы отыгрались на ценообразовании. Поэтому, при всем уважении к Арсению Петровичу, – меньше разговоров, больше дел!

Стали меньше воровать, потому что ресурсов у государства меньше стало, но все коррупционные схемы работают

Таможня, налоговая, правоохранительные органы, суды – здесь ничего не поменялось. Стали меньше воровать, потому что ресурсов у государства меньше – это правда. Правда и то, что раньше все схемы поднимали деньги на самый верх. Условно – часть денег, которые взял гаишник, по вертикали доходили до "Семьи" Виктора Януковича. Сейчас не так, потому что исчезла "Семья", и все схемы останавливаются либо на уровне региона, либо на уровне ведомства. То есть схемы работают, поменялись только бенефициары. И нужно разбираться в каждой ситуации отдельно, чтобы понять, где останавливаются деньги.

Если говорить о положительных сдвигах, то я их вижу только в Министерстве юстиции. Потому что они, выполняя норму закона, дали доступ к реестру имущественных прав на недвижимое имущество. За последний месяц появилась куча журналистских расследований о незаконной дорогущей недвижимости чиновников. Министр мог открыть реестры только формально, но он сделал все правильно и качественно. До 1 апреля министр обещает открыть реестр юридических компаний (хотя это не предусмотрено законом), дав нам возможность искать юрлица, основанные чиновниками или их семьями. Но эти примеры – не ломание схем, это лишь важный элемент их поиска.