"Мне кажется, что [Харьков, Днепр, Николаев, к примеру,] техническими, промышленными центрами они останутся. Вопрос в том, что промышленность будет другая. Я, допустим, не представляю себе восстановление в полном объеме "Азовстали" [в Мариуполе Донецкой области]. В Европе таких гигантов нет. Они есть в Америке. Но там масштабы другие. Но мы-то по масштабам не Штаты. Это тоже надо иметь в виду. У нас другой подход должен быть ко всему", – убеждена эксперт.
Она призналась, что очень сильно надеется, что в Украине получит мощное развитие медицина и релаксация.
"Я мечтаю, что Буча [Киевской области] станет огромным медицинским хабом. И если вот перед войной, перед COVID к нам приезжали в основном за стоматологическими услугами, гинекологическими, [косметической хирургией]. Вокруг этого начинает развиваться все. И мне кажется, это было бы здорово для Украины", – полагает Либанова.
Из других отраслей экономики, по ее прогнозу, вначале в послевоенной Украине несколько лет будет доминировать строительство.
"А дальше начинаются вопросы. Ну, понятное дело, АПК будет. Не заниматься в Украине АПК – это все равно что в арабских странах не заниматься нефтью", – отметила эксперт, скептически отреагировав при этом на предположение, что Украина может стать газоэкспортирующей страной.
Либанова также подчеркнула, что быть сырьевым придатком Украине невыгодно.
"Дело в том, что если мы будем по-прежнему продавать сырье – это одно, а если мы начнем продавать не сырье – это уже будет совершенно другое. И, честно говоря, судя по тому, как начали у нас развивать военную промышленность, думаю, что в этом плане у нас огромное будущее", – полагает она.
По ее мнению, есть смысл переместить промышленность, особенно оборонную, из Харькова.
Либанова согласилась с тем, что сейчас Украина существует в "модели выживания", и ситуация может еще ухудшиться, пока продолжается война. Но в том, что в Украину придут инвестиции и деньги на восстановление будут, она не сомневается.
"Я не знаю, это будут российские [конфискованные либо репарационные] деньги или какие-то другие, но деньги будут. Не потому, что нас жалко, или из гуманитарных соображений, или из чувства вины. Просто потому, что бедная Украина – всегда лакомый кусочек для агрессивного соседа. Чтобы мы могли сопротивляться, мы должны стать богатой страной. Достаточно богатой, чтобы выпускать вооружение самим и покупать его за границей. Иначе ничего не будет. Поэтому деньги нам дадут. Тут я как раз не сильно беспокоюсь. Думаю, дадут под жестким контролем", – резюмировала эксперт.