Либанова подтвердила предположение, что в первый год полномасштабной войны в Украине было много незапланированных беременностей и "не только".
"Еще были те [беременности], которые до начала войны образовались", – пояснила она.
Эксперт предупреждает, что это не переломило ситуацию, и в сложившихся условиях следует ожидать демографический кризис.
"Чудес не бывает. Мы очень сильно ошиблись, когда прикидывали количество рожденных в 2022 году до того, как получили информацию от Минюста. Мы ошиблись сильно, причем в меньшую сторону. Мы ожидали, что ситуация будет хуже, чем она оказалась", – призналась эксперт.
По ее словам, сейчас Институт демографии и социальных исследований ждет данные за 2023 год, "чтобы посмотреть уже 2023-й и 2022-й" и понять, что произошло.
"Не очень понятно, как регистрируют... Но, безусловно, снижение рождаемости будет. Хотя и перед войной рождаемость в Украине оставляла желать лучшего", – отметила Либанова.
По ее словам, депопуляция в Украине началась в 1991 году, и снижение количества населения будет продолжаться.
"Ни одного года не было по-другому. В 1993-м не так сильно – был миграционный приток, а дальше практически миграция свелась к нулю. По крайней мере то, что давал Госстат. 50 тыс. – это не миграция для Украины. И депопуляция в этом контексте была абсолютно неизбежна", – заявила Либанова.
Она уточнила, что депопуляция наблюдается во всех европейских странах, но там она компенсируется миграционным притоком. Украине, по ее оценке, чтобы избежать депопуляции, необходимо принимать не менее 300 тыс. мигрантов в год. Откуда брать эти 300 тыс. людей – это, по ее словам, "уже второй вопрос".
Она подчеркнула, что в Украине "мы тоже рожаем меньше детей", но совершенно по другим причинам, чем в Европе, где это связано с повышением уровня жизни.
"Дело в том, что рождение ребенка – это не только уровень жизни. Тут очень много факторов, которые для семьи играют решающую роль при принятии решений. В XXI веке случайных рождений не так уж много, как было раньше. В общем, причина депопуляции – слишком низкая рождаемость, старение населения, деформация возрастной структуры. Грубо говоря, рожать некому, а умирать есть кому. Вот к чему это в конечном счете сводится", – заключила Либанова.