В зените славы к Кикабидзе ночью пришла женщина с просьбой поехать к умирающему мужу. И он поехал. В этом был весь Вахтанг Константинович
Скорбная новость пришла из Тбилиси. На 85-м году жизни скончался Вахтанг Константинович Кикабидзе.
Вахтанг Константинович, легендарный Буба, для меня не только друг, человек, с которым столько лет прошло вместе, но еще и целая эпоха. Детство и юность и все последующие годы он так или иначе зримо или незримо присутствовал в моей жизни. Да и в жизни стольких поколений.
Вахтанг Константинович – добрейшей души человек, замечательный, неповторимый, легкий, искрящийся талантом. Который, казалось, хотел обнять целый мир. Взгляд – добрый, внимательный, глубокий, который, казалось, пронизывает тебя насквозь. Я всегда ощущал, что он знает все и обо всех, знает, что было, есть и будет.
Я всем советую – еще раз посмотрите, уже другими глазами, фильм "Мимино". Это фильм о том, что больше никогда не повторится. Об утраченных отношениях, нежности, дружбе и светлых чувствах.
Вахтанг Константинович был настоящим мужчиной, он всегда держал слово. Он всегда придерживался правила – справедливость и правда должны торжествовать. Когда в 2008 году Россия напала на Грузию, у него как раз был 70-летний юбилей, ему в РФ должны были вручить орден Дружбы. Вахтанг Константинович отказался от этого ордена и сказал, что ноги его не будет в России, которая напала на его страну и отняла у нее территории. Он сказал и сделал это. Хотя до 2008 года он зарабатывал в России деньги. Его счастливы были видеть в любом российском городе, на его концертах и выступлениях полные залы были всегда. А в Грузии – ну что тогда можно было заработать? Но он сказал, что не поедет в Россию, – и с тех пор никогда не ездил в эту страну. Он уже тогда понимал, что это страна зарождающегося фашизма.
Вахтанг Константинович очень любил Украину, много по ней ездил. Он с теплотой относился к украинскому народу. И когда началась война, мы с ним созвонились буквально в первые дни. И в интервью он возмущался этой российской наглости, агрессии и лжи. И уже тогда, в первые дни, он сказал: "Украина все равно победит".
Когда посадили в тюрьму Михаила Саакашвили, Вахтанг Константинович выступал в его поддержку и требовал его освободить. Он приехал в Киев к президенту Зеленскому с просьбой сделать все, чтобы освободить Саакашвили. Хотя ему уже было тяжело летать, он постоянно был на диализе почек. Но он считал своим долгом поддержать Саакашвили.
Вахтанг Константинович рассказывал мне, что его отец в 1942 году погиб под Керчью, защищая Украину. И вот в начале 2000-х после нашего интервью, в котором он рассказывал об отце, мне пришло письмо от директора краеведческого музея Керчи. Она написала, что ей удалось разыскать архивные документы. Отец Вахтанга Константиновича не погиб под Керчью. Он привел роту советских солдат к немцам – они сдались в плен. И, видимо, он работал с немцами. Я отправил в Керчь доверенного человека за папкой с документами. Когда приехал Вахтанг Константинович, я ему рассказал эту историю и спросил, хочет ли он посмотреть документы. Он ответил, что догадывался и хочет посмотреть.
На следующий день я приехал к нему в гостиницу с папкой. Он смотрел и плакал. Его отца призвали осенью 1941 года. Были сводки НКВД, что он привел свою роту к немцам, заставил их сдаться в плен, а сам работает с немцами.
И тут Вахтанг Константинович мне рассказывает, что когда он первый раз поехал на гастроли за границу, его очень стращали соответствующие органы – чтобы не общался там с иностранцами. И вот он оказался в Канаде, к нему подходит пожилой грузин и спрашивает: "Ты хочешь увидеться со своим отцом?" Это были, наверное, 70-е годы. Кикабидзе испугался, он и его мама всегда понимали, что отец жив. И он ответил: "Нет". Когда мать умерла, Вахтанг Константинович положил ей в гроб фотографию отца.
Кикабидзе сказал мне: "Я практически уверен, что отец был глубоко внедренным разведчиком. Не исключено, что он привел роту солдат, чтобы показать, будто хочет работать на немцев". Хотя есть и другие версии – поскольку отец очень плохо видел. Но тот факт, что военкомат назначил матери повышенную пенсию, говорит о том, что там знали – отец был разведчиком и работал на СССР. И в те годы ни у Кикабидзе, ни у его матери проблем не было. Если бы отец действительно был врагом народа, то проблемы, конечно же, были бы. Вахтанг Константинович писал запросы в Службу внешней разведки, но там ему сказали, что по их линии никаких данных нет.
…Мне очень жаль, что он скончался. Я понимал, что, наверное, к этому идет – и возраст, и болезнь. Но, как всегда, такие вещи происходят неожиданно, когда их не ждешь. Счастье, что этот человек был в моей жизни. Может, поэтому я такой счастливый – что такие люди есть и были рядом. Безмерно жаль – это огромное горе.
В начале 80-х, когда Вахтанг Константинович был в зените славы, ночью ему позвонили в дверь. Он заспанный открывает – там пожилая женщина. Спрашивает: "Ты Кикабидзе? Поехали, он тебя ждет". На вопрос: "Кто?" – она ответила: "Муж – тебя ждет, умирает. Такси у входа". Он оделся, сел в такси, приехали в очень старенький домик в старом Тбилиси, лежит мужчина лицом к стене. Вахтанг Константинович говорит: "Гамарджоба". Тот повернулся: "Приехал? Теперь и умирать можно". Отвернулся к стене и умер. Вот кто бы так ночью поехал к умирающему? В этом был весь Вахтанг Константинович. Светлая ему память.
Источник: В гостях у Гордона / YouTube