"Безграничное сотрудничество" с Россией ставит интересы Китая под угрозу, поэтому должно получить четкие красные линии
Еще год назад основным определяющим фактором для Китая в части внешнего сдерживателя были последствия пандемии и задача исправить исторический минимум экономического роста за последнюю декаду. Демографический кризис дополнительно усугубляет нагрузку на экономическую составляющую.
Однако совместное заявление Китая и России в феврале 2022 года об угрозах демократии и роли этих стран в восстановлении стабильности мира и почти одновременное начало полномасштабного вторжения России в Украину – говорит также о фокусе на силовую стратегию Китая в мире.
И если в начале 2022 года еще можно было ожидать сочетания этих двух стратегий (торговой и силовой), потому что у Китая были однозначные сомнения относительно единства Запада в масштабности реакции на вторжение в Украину, то сейчас все изменилось.
Последний год с момента полномасштабного вторжения России в Украину показал готовность коалиции союзников Украины во главе с США к беспрецедентной поддержке. В частности, в части наложения санкций, которых в новейшей послевоенной истории против государства – постоянного члена Совбеза еще не было.
Этот факт однозначно заставит Китай хотя бы переосмыслить свои намерения, особенно в части возможных силовых сценариев.
На сегодняшний день Китай оказался в сложной ситуации выбора между поддержкой своего единомышленника по необходимости защиты автократического режима – Путина – в войне, которая им развязана очевидно незаконно, вопреки всем международным правилам и требованиям ООН, с далеко не очевидными перспективами. И возможностью реализовывать столь необходимую для стабильности страны и режима политику экономического роста.
Прямая военная поддержка России может означать для Китая потерю важных экономических партнеров в Европе, и не только. Как следствие – потеря рынков и серьезный спад торговли.
С другой стороны, отсутствие поддержки приведет к проигрышу России и ослаблению союзника Китая, как в Совете Безопасности ООН, так и среди альянсов, которые они совместно строят в противовес Западу.
Дополнительно проигрыш России может иметь в картинке китайского лидера еще несколько нежелательных, но вполне возможных последствий – изменение или ослабление режима, в перспективе – переформатирование режима в более демократический и усиление западного влияния в странах-сателлитах, которые также являются планом экспансии влияния со стороны Китая.
Очевидно, что Китай находится в ситуации, когда "безграничное сотрудничество", согласованное с Россией накануне полномасштабного вторжения, должно получить четкие красные линии, так как сегодня ставит интересы Китая под угрозу.
Рост зависимости России от Китая в последние годы (особенно в 2022-м), вторая роль в этом союзе и нежелание Китая провоцировать ядерную эскалацию дает мне аргументы рассчитывать на сбалансированный результат этого визита.
Для Украины ситуация непростая, но позиция очевидна – китайцы считают себя одними из ключевых, кто стоял за созданием принципов и Устава ООН. Поэтому вывод войск России с территории Украины – единственный возможный сценарий для дальнейшего мирного диалога. Что прямо следует из документа, на который Китай так часто ссылается.
Источник: Olena Sotnyk / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора