У Путина все меньше шансов на выигрыш в энергетической войне. Кремль навсегда потерял свое доминирование на газовом рынке ЕС
Вы слышали что-нибудь о неньютоновской жидкости? Это жидкость, которая становится жесткой, как камень, после резкого удара.
Путин не слышал, узнает теперь об этой концепции, наблюдая за ответом европейцев на энергетический шантаж. Только вчера прозвучало заявление Пескова о том, что "перебои с газом будут, пока будут санкции", сегодня россияне получили ответный прилет. Очень болезненный.
Немецкий министр экономики Роберт Габек заявил, что страна не будет останавливать свои атомные станции этой зимой. Это немыслимое еще несколько месяцев назад заявление – отказ от атомных станций – священная корова немецкой политики.
Но, посчитав, во сколько обойдется противостояние на энергетическом фронте, немцы решили оставить атомные станции в резерве. Они будут включаться в периоды, когда нехватка электроэнергии станет критической.
Это не единственный ответ ЕС на шантаж. Газовые хранилища заполнены почти на 82%, лишь Германия выделяет €60 млрд на помощь предпринимателям и домохозяйствам, президент фон дер Ляйен в ближайшее время объявит стратегию противостояния, хотя ее основные пункты уже слили в прессу: дополнительное налогообложение энергетических компаний, которые пользуются высокими ценами, целевая помощь малообеспеченным, ограничение потребления. Обсуждается также ограничение цен на российский газ.
Эффективность можно оценить в деньгах: на фоне заявлений о том, что Европа не собирается уступать России, цены на газ снизились уже на 12% и упали до $2220 за 1 тыс. м&³3;. Газовый рынок тонко почувствовал, за кем сильная позиция, и у Путина шансов на выигрыш в энергетической войне становится все меньше.
Об использовании энергетики как оружия уже со следующего года россияне могут просто забыть. Сегодня Макрон заявил о том, что доля российского газа на рынке ЕС снизилась с 50% до 9%. Это, безусловно, политическое заявление. Свидетельствующее, что Кремль потерял свое доминирование на рынке ЕС навсегда.
И только Венгрия продолжает использовать привычный подход к наращиванию зависимости от России. Несмотря на то, что все соседи признают, что газ – это оружие, которое россияне используют против Запада.
Источник: Lana Zerkal / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора