Путин считает, что сможет долго вести войну на истощение. Но сколько бы эта война ни длилась, она закончится победой Украины
Из интервью автора этих строк Людмиле Немыре 9 сентября 2022 года.
...Выгодно ли продолжение войны Путину? Думаю, что он относится к этому спокойно. Его устраивал вариант и относительно быстрой победы, его устраивает и вариант длительной войны, войны на истощение. С его точки зрения, он может вести войну на истощение в течение длительного времени. Он полагает, что поскольку Россия обладает большими ресурсами, чем Украина – экономическими, демографическими, финансовыми, военными, то он может продолжать вести эту войну сколь угодно долго. Поскольку его потери, относительные потери – военные, политические, экономические, финансовые – относительно ресурсного потенциала России – ему кажутся меньшими, чем потери, какие несет Украина, то его устраивает долгосрочная война, война на истощение...
У Путина есть еще и вторая цель, о которой мы никогда с вами ранее не говорили, о ней, кажется, никто не говорил. Но для него это очень важная цель, по значимости сопоставимая с его целью по уничтожению государственности Украины.
Эта цель – люди. Захват людей. Это такой средневековый захват людей, рейд по захвату людей. Людей, какие с его точки зрения могут быть подвергнуты русификации, какие могут стать демографическим подспорьем для путинского режима... Сейчас Путин использует эту войну в качестве инструмента, вынуждающего миллионы людей переезжать в Россию или же подвергаться русификации на оккупированной территории Украины... Это стратегический замысел Путина. Он рассматривает Украину в качестве крупнейшего демографического резервуара для пополнения сокращающегося населения России.
Ведение долгосрочной войны против Украины, войны на истощение с его точки зрения работает на достижение этих двух взаимосвязанных целей. Он стремится к тому, чтобы часть украинцев оказалась на территории России, а жители оккупированных районов Украины подверглись русификации. Известно, что запущена программа по уничтожению украинской литературы, украинских учебников, документов украинской истории. Из России направлены тысячи учителей для обучения украинцев на оккупированных территориях по российским учебникам, по российским образовательным программам с соответствующей политической и идеологической индоктринацией. Что это? Это реализация важнейшего стратегического замысла Путина по захвату и русификации миллионов украинцев...
...Вопрос о всеобщей мобилизации, на какую Путин сегодня [9 сентября] не решается, может быть решен. Следует помнить, что мобилизационный резерв в России составляет 18 млн человек. Даже в том случае, если не весь этот мобилизационный резерв будет призван, а будет призвано 50%, или даже 20%, или даже 10% от мобилизационного резерва, то в этом случае численность вооруженных сил России может быть увеличена почти на 2 млн человек.
И тогда вопросы о том, какой длительности будет эта война, какие операции будут проводиться, когда случится коренной перелом в войне, произошло ли уже истощение сил противника, приобретают совершенно другое звучание. Еще раз скажу, этого пока не произошло. Произойдет это или не произойдет – сейчас мы этого не знаем. Но любой ответственный руководитель, любой ответственный эксперт не может исключать возможности того, что это может произойти при другом кремлевском руководстве или даже при Путине.
Путина нынешняя ситуация устраивает. Длительность этой войны неизвестна. То, что она может длиться годами, – это высокая вероятность...
...Поэтому необходимо быть готовым к самым сложным, самым неприятным вариантам. Генералы Залужный и Забродский честно говорят, например, о том, что Путин может применить ядерное оружие. В отличие от экспертов, говорящих о высокой или низкой вероятности, они говорят: "Такая вероятность существует. Мы должны быть готовы к любым вариантам развития ситуации. Но любые шаги такого рода не изменят готовности Вооруженных сил Украины противостоять противнику, добиваться выравнивания военного паритета, приближать перелом в войне и добиваться победы". Нужно следовать этому главному совету, какой нам дают украинские военные руководители.
...При всех позитивных новостях последних дней никто из ответственных людей, занимающихся военным анализом и военным планированием, не говорит о том, что война закончится скоро. Война может затянуться на длительный период времени.
...Ответственные руководители (и эксперты) должны исходить не из наиболее благоприятного варианта развития, а из наиболее неблагоприятного. Именно поэтому ответственные комментаторы должны говорить о наихудшем варианте развития событий. Если он не произойдет – слава богу, но исключать его из рассмотрения нельзя.
Еще раз возвращаемся к документу, который – спасибо им – подготовили генералы Залужный и Забродский. Своей статьей и своими действиями они говорят: это война долгая, это война длительная, мы не знаем, как долго она будет идти, мы не знаем, какие резервы противник бросит в дело. Даже сегодня без этих резервов преимущество противника является очень серьезным. Статья проливает отрезвляющий душ на многих уважаемых украинских экспертов, склонных к эйфории и шапкозакидательству. Это война серьезная, это война долгая, противник силен, стратегическая инициатива пока находится у противника, у противника также сохраняется преимущество в вооружении, в огневой мощи. Как долго это будет сохраняться и когда это изменится – этого мы сегодня не знаем...
То, что сейчас делает украинское военное руководство, напоминает мне стратегический подход Квинта Фабия Максима Кунктатора во Второй Пунической войне. Военное руководство Украины знакомо с военной историей, с соответствующей стратегией, оно понимает, что в борьбе с более сильным противником, обладающим более мощным оружием и огромными резервами, необходимо найти такие способы борьбы, какие сохранят собственные силы и собственные ресурсы, прежде всего человеческие. Тогда рано или поздно, независимо от того, когда это произойдет, можно прийти и к коренному перелому в войне и в конечном счете к победе.
К тому, что коренной перелом в войне не произойдет через два месяца, или через три месяца, или через шесть месяцев, или даже через год, надо относиться спокойно. Это долгая и тяжелая война. Если этого коренного перелома не произойдет сейчас с освобождением Балаклеи, или, допустим, с освобождением Купянска, или даже с освобождением Херсона, никого не должно вводить в уныние. Это длинная и тяжелая война. Как долго она будет длиться, сейчас неизвестно. Когда произойдет этот перелом, сегодня неясно. Но главное – надо готовить себя и быть готовым к тому, что рано или поздно, сколько бы времени это ни заняло, сколько бы ни длилась эта война, она все равно закончится победой Украины.
Источник: Андрей Илларионов / LiveJournal