Операция сирийских повстанцев по блокированию российской авиабазы Хмеймим должна изучаться как опыт современной войны
Украинским генералам и государственным лидерам нужно поучиться у сирийских повстанцев, как эффективно воевать в XXI веке против превосходящего противника, уверен журналист Юрий Бутусов.
Сирийские повстанцы провели беспрецедентную операцию против базы ВКС РФ Хмеймим – российская авиация понесла серьезные потери. А украинским генералам и государственным лидерам пора наконец поучиться у людей незашоренных и мотивированных, как можно эффективно воевать в XXI веке. Против превосходящего противника, без потерь, используя самые дешевые, но вместе с тем – современные средства борьбы и современную тактику и планирование.
На фоне успехов сирийцев, у которых нет ни государства, ни военной промышленности, которые воюют интеллектом и мотивацией, резко бросается в глаза невежество и недооценка современных тактик и систем вооружения в локальных войнах украинским военным руководством. Увы, мы серьезно отстаем в масштабе и качестве применения беспилотников от сирийцев. Мы, у которых военный бюджет свыше 3 миллиардов, мощные инженерные кадры, собственные волонтерские конструкторские бюро, доступ к современным технологиям, включая комплектующие из стран НАТО.
Операция сирийских повстанцев по блокированию российской авиабазы Хмеймим должна, безусловно, изучаться как опыт современной войны. Это, как говорится – не числом, не технологиями, а умением.
Операция началась с проникновения 31 декабря мобильной боевой группы сирийских бойцов, вооруженных одним минометом, судя по всему калибра, 120 мм, с небольшим запасом мин, к самой авиабазе.
Оборонительный периметр Хмеймима обеспечивает группировка российской морской пехоты, прекрасно вооруженной, с ночной оптикой, тепловизорами, беспилотниками. На подступах к Хмеймиму в течение двух лет российского вторжения непрерывно создаются инженерные заграждения, установлены минные поля.
База находится в зоне лояльных Асаду племен, проникнуть в эту зону необнаруженными крайне сложно. Это смертельный риск. Местность очень открытая. А ночью окрестности прочесывают российские боевые вертолеты с системами ночного видения.
Любое обнаружение сирийской группы вблизи базы означает ее гибель. Но обнаружить сирийцев россиянам не удалось.
В результате ночного минометного обстрела были нанесены повреждения, по данным российского журналиста из Хмеймима, 13 российским боевым самолетам! Серьезные повреждения получили шесть бомбардировщиков Су-24, один новейший истребитель Су-35С, один транспортный Ан-72, один самолет-разведчик Ан-30. Легкие повреждения получили вертолет Ми-8, два бомбардировщика Су-24, один истребитель Су-35С. Минобороны РФ признало, что сирийцы уничтожили двух российских военных, еще несколько получили ранения.
Несмотря на предпринятые масштабные меры – разведку, авиацию, моторизованные патрули, силы специальных операций, – дерзкая сирийская боевая группа произвела обстрел безнаказанно.
Но и это не все.
6 января базу Хмеймим, где вся оборона была поднята по тревоге, атаковала целая группа сирийских дронов! Российская армия заявляет, что базу атаковали сразу 13 дронов! На этот раз ПВО была в боевой готовности, атака отбита – но какой ценой! По семи дронам были запущены зенитные ракеты "Панцирь". И тут выяснилось, что Хмеймим был атакован дешевыми китайскими беспилотниками, которые можно заказать по почте! И вот на эти бомбардировщики ценой несколько тысяч долларов российская ПВО потратила новейшие зенитные ракеты, предназначенные для поражения высокоскоростных и высокозащищенных воздушных целей. То, что атаковали китайские сборные модели с самодельными бомбами, хорошо видно по снимку дрона, который перехватила и посадила российская станция РЭБ.
Какие выводы по результатам операции можно сделать?
- Боевая группа сирийцев совершила выдающийся подвиг – проникла внутрь охраняемого периметра базы. Миномет 120 мм имеет предельную дальность стрельбы до 7 километров. Однако обстрел был осуществлен довольно кучно – так что скорее всего дистанция была меньше предельной.
- Сирийцы провели точную доразведку перед стрельбой, что позволило им добиться высокой точности попаданий. Скорее всего, группа запускала для доразведки беспилотный дрон для определения безопасного маршрута среди российских опорных пунктов и для определения координат целей для ночного обстрела. Российская система ПВО сирийские дроны до момента атаки не обнаружила. И это несмотря на наличие на боевом дежурстве новейшего российского ЗРК "Триумф" и новейших ракетно-пушечных установок "Панцирь".
- Сирийцы тщательно продумали пути отхода и блестяще использовали фактор внезапности. Это показывает, что в позиционной войне тщательная разведка и хорошее планирование, слаженность действий бойцов могут обеспечить внезапность и успех, несмотря на подавляющее превосходство противника. Поразительно смелый и успешный рейд. Есть чему поучиться.
- Для минимизации потерь в людях сирийские повстанцы применяют современную тактику маневренной войны, тщательно занимаются маскировкой, инженерным обеспечением. Особое значение для снижения потерь уделяется дронам – они выполняют массу боевых и и разведывательных миссий. Масштаб применения дронов у сирийских повстанцев, к сожалению, значительно превышает возможности украинских войск. А о массированных групповых ударах беспилотниками по российским военным объектам мы можем пока только мечтать. Хотя возможности у нас на несколько порядков большие, чем у сирийцев.
Выводы:
В современной локальной войне сокрушение системы обороны противника может достигаться самыми малыми силами и средствами.
Российские военные базы на Донбассе, большинство военных объектов открыты для ударов с воздуха. Массированное насыщение войск дронами, планирование ударных операций, чтобы отомстить РФ за подрыв наших военных складов, – это будущее, которое нам необходимо приближать, как бы ни защищали косность и безграмотность украинские политики.
В Украине есть великолепные конструкторские бюро и производственные мощности, которые могут в кратчайшие сроки насытить армию и спецслужбы целым флотом беспилотников и обеспечить качественное превосходство над врагом. Это именно тот сектор, где мы можем навязать врагу свою инициативу и даже обеспечить в ряде сегментов количественное и качественное превосходство над российской армией на Донбассе.
Источник: Юрий Бутусов / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора