Дело Мазепы сейчас пытаются политизировать. Но коррупция – это игра для двоих. Большой бизнес в Украине привык к тому, что он может "порешать"
Менее популярное про историю с Мазепой.
Когда в Украине речь идет о конфликтах власти с бизнесом, соцсети выбирают бизнес. Это логично. Во-первых, никто не любит власть и критиковать ее популярно. Второе – в соцсетях много бизнесменов с кучей подписчиков и оппозиционеров всех мастей – от реальных политических до обычных, желающих писать о власти говно ради дешевых лайков. Третье – в конфликтах власти и бизнеса власть все одна "старшая". Если у нее есть подлинное желание сделать все правильно, правильно будет. Если нет, то бизнесу сделать это гораздо труднее. И если в их отношениях что-то глобально не так, есть скандалы и недовольства, первой должна реагировать власть – это ее интерес и ответственность. Это факт. Его не стоит обсуждать.
Но давайте о последних историях. Одной из тех, в которых мы могли разобраться, было дело IT-компании MacPaw Александра Косована. С первых минут, как история стала публичной, и бизнесмены, и некоторые журналисты сказали о прессинге бизнеса и произволе власти. Когда детали стали известны, оказалось, что компания построила на землях сельскохозяйственного назначения базу для отдыха сотрудников, чего делать на таких землях нельзя. Построила близко к воде – чего тоже делать нельзя. И намывала там песок. Это очень банальная и распространенная схема. Так поступали массово. А активисты массово об этих схемах писали. Именно из-за таких схем доступ к воде иногда закрыт на километры, хотя так быть не должно.
После этого были дела Черняка и "Київгуми". В обоих фигурирует Россия. По обоим пока хороших разборов нет. Они нужны.
В деле Мазепы несколько деталей есть в публикации "Экономической правды". Если коротко, его обвиняют в том, что он через подставных людей скупил земли у киевского водохранилища. То есть сначала чиновники разного уровня (их имена и должности есть в деле) забрали эту землю у государства, изменили целевое назначение и продали подставным лицам, а те продали все Мазепе. Именно Мазепу называют идеологом схемы. И именно это правоохранители должны доказать. И это, кстати, очень непросто, потому что саму схему придумали так, чтобы к ней было трудно подкопаться.
Эта схема так же, как та, что в истории Косована, известна и популярна. Государственные земли так же стали частными за очень небольшие деньги, а впоследствии там построили недвижимость, перекрыли доступ к воде и продали за очень большие средства. В этих домах сейчас живет очень много известных бизнесменов. В тексте ЭП, кстати, указано, что эта схема с подставными покупателями работала с 2012-го по 2021 год. То есть это дело только началось давно, а закончилось недавно.
Сейчас дело Мазепы пытаются политизировать. Один из аргументов: он создал инициативу против произвола власти и силовиков, давивших на бизнес. Что же, возможно, но тогда люди с нормальной памятью могут спросить: почему Мазепа не создал похожую инициативу в 2013-м, когда он помогал Курченко покупать УМХ? В то время бизнес переписывал свои активы на семью без всяких судебных дел – просто боялся и переписывал, а Мазепа помогал Януковичу и России получить контроль над крупнейшим медиахолдингом страны, чтобы буквально сразу закрыть все свободные СМИ. Тогда угроза бизнесу была меньше? Или бороться за его права было менее выгодно?
Еще один известный оппозиционный политик написал длинный пост о том, что главная цель задержания Мазепы – не разрешить ему выступить в Давосе. Под постом тысячи лайков. Но где именно собирался выступать Мазепа – никто не знает. Сам политик не знает. Точно не у Пинчука – мы интересовались.
Манипуляций действительно много. Например, о том, что в деле не фигурируют нечестные чиновники, которые позволили провернуть схему, хотя они там есть, как и названия конкретных органов, фактически укравших государственную землю. И доказать их причастность должно быть даже проще, чем Мазепы. Но главная проблема в другом: не нужно канонизировать бизнес просто потому, что он здесь есть и платит налоги. По такой логике канонизировать нужно Ахметова и Коломойского – вот действительно крупные работодатели. Но очень часто за красивыми фасадами, известными CEO и корпоративными тренингами стоят большие коррупционные схемы. Добрая часть бизнесменов з обложек нашего первого Forbes скрывается по миру от уголовных дел, которые уже никто не называет надуманными. Они хорошо рассказывали истории успеха, но не больше.
Коррупция – это игра для двоих. Большой бизнес в Украине привык к тому, что он может порешать. Это удобно. Приходится делиться, но в конце концов можно получить гораздо больше, чем в той же Европе. И схемы с землей в этом вопросе канонические. Те, кто порешали, сорвали банк и получили много денег. И если уж все говорят об инвестиционном климате, то это не безоговорочная защита каждого, кто потратил здесь много, а создание нормальных и равных условий для всех. Инвесторы должны видеть, что "порешать" у конкурентов не получится и будет нормальный рынок. Что за схемы есть ответственность и что здесь не все для своих, которые охотно ходят в ОП или Кабмин. Сами ходят. Не по принуждению.
Сейчас идеальное место сказать: так ведь дело в том, что власть не хочет делать эти правила. Что это дела для другого. Так давайте смотреть, зачем они. Давайте контролировать следствие. Давайте внимательно смотреть, куда уходят активы. Давайте бизнесмены, которых прессуют, не будут надеяться "порешать" и говорить журналистам "не надо об этом писать". Но не надо говорить: пусть сначала посадят… Так ничего не выйдет. Или есть кто-то, кого надо посадить первым, а уже после него трогать других?
И главное – не следует забывать, что нет никакого экономического фронта. Фронт один. Все остальное – просто экономика и политика. И если мы уже не воюем, то должны как-то с этим разбираться. Спокойно. Без истерик и крайностей.
Источник: Катерина Коберник / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора