"Нафтогаз" и "Укргазвидобування" могли сознательно нарушить нормы, чтобы выполнить план, однако в подземные хранилища для этого закачали некачественный газ – СМИ

Общий объем поставленного некачественного газа составляет от 66% за девять месяцев 2023 года и достиг рекордных 89% от валовой добычи газа в ноябре 2023 года, пишут "Факты"
Фото: depositphotos.com

Государственная компания "Укргазвидобування" отчиталась об увеличении суточной добычи газа, в то время как в прошлом году падение добычи составило 3% по сравнению с довоенным 2021 годом. Опрошенные изданием "Факты" специалисты отрасли считают, что это выполнение плана роста добычи стало возможным благодаря Моспановскому и Западно-Белозерскому газоконденсатным месторождениям, которые ввели в опытно-промышленную разработку ускоренными темпами с нарушениями нормативных документов и режимов эксплуатации скважин.

Автор статьи Владимир Добров отметил, что НАК "Нафтогаз" и "Укргазвидобування" под руководством Алексея Чернышова и Олега Толмачева смогли отчитаться об увеличении объемов добычи, но оператор газотранспортной системы Украины официально заявил, что за девять месяцев этого года УГВ заплатило более 635 млн грн штрафа за подачу в ГТС некачественного газа.

"А уже в ноябре эта сумма только за один месяц составила 240 млн грн. То есть результатом года может стать уплата более 1 млрд грн штрафных санкций за некачественный газ. О чем именно идет речь? О восстановлении практик, которыми активно пользовались крупнейшие газовые магнаты Украины из прошлого – смешивание природного газа с углекислым и азотом", – подчеркивает журналист.

Он объяснил, что по мере истощения давление на месторождениях падает и для его попадания в трубу нужны дополнительные компрессоры, которые тоже работают на газе.

"На сегодняшний день почти на всех объектах УГВ используется оборудование, которому 15–20 лет. Даже на новых месторождениях УГВ использует старое оборудование, демонтировав его на других месторождениях компании. В случае, если установлена качественная и современная оснастка, а также обеспечена реализация проектных решений эксплуатации месторождений, и при выполнении ряда других условий система работает гармонично, обеспечивая требования по качеству газа. В случае же вмешательства в режимы работы месторождения, несвоевременного и некачественного обслуживания возникают проблемы с качеством газа. А именно – газа и азота", – написал Добров.

По его данным, из 45 точек входа, через которые УГВ подает газ в ГТС, на 35 точках входа госкомпания поставляла некачественный газ, смешивавшийся с газом частных добывающих компаний. Общий объем поставленного некачественного газа составляет от 66% за девять месяцев 2023 года и достиг рекордных 89% от валовой добычи газа в ноябре 2023 года.

"А есть еще объемы, которые УГВ подает напрямую местным потребителям через газовые сети в Балаклейском, Изюмском, Валковском и Богодуховском районах. В этом случае качество и объемы вообще никем не контролируются. И уже известны случаи, когда из-за так называемого красного газа ( такой визуальный эффект дает высокая доля примесей в некачественном газе) в бытовых газовых плитах, рассчитанных на качественный "синий газ", происходили взрывы", – отметил автор.

Опрошенные им эксперты считают, что руководство УГВ и "Нафтогазу", осознавая дефицит добытого газа более чем в 1 млрд кубометров, приняло решение об отклонении от проектов разработки месторождений и изменило режимы работы скважин.

"Несоответствие физико-химических характеристик природного газа, который передавался с мест добычи в газотранспортную систему, однозначно говорит о нарушении технологического процесса на этапе добычи, очистки природного газа или его транспортировки к точкам входа в газотранспортную систему. А вот масштабы проблемы, если судить по величине начисленных штрафов за поставку некачественного газа, наводят на мысль о том, что это могла быть не случайность, а системная проблема. Возможно, в погоне за наращиваниями объемов добычи начали пренебрегать технологией и стандартами", – сказал эксперт по вопросам энергетики Украинского института будущего Андриан Прокоп.

Автор статьи добавил, что глава "Нафтогазу" Чернышов был назначен за несколько месяцев до того, как пост руководителя УГВ занял Толмачев, и если руководитель НАК не работал в отрасли и просто не знает чисто технологических нюансов, то о них известно Толмачеву.

"Действительно, проблема нынешнего руководства "Нафтогазу" и "Укргазвидобування" – что в погоне за собственными политическими баллами и амбициями Чернышов и Толмачев готовы разрушать систему добычи газа в государстве. Подтверждением этого является сокрушительная эксплуатация на истощение Моспановского и Западно-Белозорского месторождений. За их счет сегодня рисуют красивые графики роста добычи, но не сообщают, что через пару лет эти месторождения будут закрыты. Зато глава "Нафтогазу" Чернышов отчитается о росте добычи газа", – заявил эксперт по энергетическим вопросам Юрий Корольчук.

Эксперт по нефтегазовой промышленности Геннадий Сикалов подчеркнул, что вопрос с манипуляциями цифрами не новый для отрасли.

"Не случайно руководители управлений магистральных газопроводов Украины становились состоятельными людьми, становясь гарантами сохранения тайны объемов добытого и заведенного в ГТС газа. Но вопрос еще и в том, что и Чернышов, Толмачев, [руководитель "Шебелинкагазвидобування" Андрей] Охотников и другие являются всего лишь ставленниками финансово-промышленных групп, нацеленными на распил бюджетов как "Нафтогазу", так и УГВ в размере $2–3 млрд в год", – сказал он в комментарии изданию.

Он добавил, что УГВ выплатило миллиардные штрафы оператору ГТС, но нет информации, компенсировала ли компания населению и промышленным потребителям миллиарды за поставленный некачественный газ.

"Отмечу, что месячная заработная плата одного только Толмачева достигает $70 тыс., а фонд заработной платы "эффективных" менеджеров из "Нафтогазу" и УГВ оценивается по меньшей мере в 100 млн грн. Считайте, потребитель за свой счет удерживает менеджеров, которые поставляют ему вместо газа какую-то взрывоопасную смесь, – отметил Сикалов. – И на мой взгляд, суперменеджеров, которые не способны добыть менее одного процента от учтенных по УГВ запасов углеводородов, нужно возвращать тем эйчарам, которые их туда привели. А на их место назначать местных специалистов, например, Владимира Щербину, являющегося гражданином Украины и не прячущего свою семью по заморским юрисдикциям".