НБУ: "ПриватБанк" был финансовой пирамидой
Выводы компании EY по результатам аудита "ПриватБанка" подтвердили правильность решения НБУ о его национализации, заявила замглавы НБУ Екатерина Рожкова.
Сегодня на заседании парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности замглавы Нацбанка Украины Екатерина Рожкова ознакомила депутатов с выводами компании Ernst & Young (EY) по результатам аудита "ПриватБанка". Об этом сообщает пресс-служба НБУ.
По словам Рожковой, выводы EY (по состоянию на 31 декабря 2016 года) подтвердили правильность решения НБУ о национализации "ПриватБанка".
Среди ключевых выводов аудитора заместитель главы НБУ выделила следующие:
- Резервы под обесценивание кредитов и авансов клиентов – 184,3 млрд грн, что подтверждает "дыру" в балансе банка на момент национализации и катастрофически низкое качество активов;
- Отрицательный балансовый и регулятивный капитал "ПриватБанка", которые по состоянию на 31 декабря 2016 года составляли 882 млн грн и 2,6 млрд грн соответственно. Это, в свою очередь, подтверждает необходимость дополнительной докапитализации банка;
- Концентрация корпоративного кредитного портфеля банка в основных сферах бизнеса бывших акционеров – среди заемщиков банка нет ни одного крупного предприятия, не связанного с группой "Приват";
- Существенный объем обесцененных кредитов – 206,5 млрд грн. Из них лишь небольшая часть – кредиты физлицам и малому и среднему бизнесу (14,9 млрд грн). Это говорит о рискованной кредитной политике, которая проводилась бывшим менеджментом. Для сравнения: объем средств населения в банке на момент вхождения государства в капитал составлял 151,2 млрд грн. То есть у банка до национализации не было ресурсов для возврата вкладов. "ПриватБанк" был финансовой пирамидой;
- Из 178,4 млрд грн кредитов юридическим лицам и 15,3 млрд грн финансового лизинга залогами обеспечены лишь 23,7 млрд грн. Из-за отсутствия залогов заемщики не заинтересованы в погашены кредитов, а взыскание задолженности в судебном порядке является сверхтяжелым.
Рожкова также заявила, что "ПриватБанк" не может быть возвращен предыдущим владельцам.
"Иски, по которым обжалуется национализация, не могут иметь следствием возврат банка предыдущим владельцам, поскольку согласно ст. 41 закона Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц", государство как инвестор не может быть лишено права собственности на приобретенные им акции банка, и такие акции не могут быть потребованы у него в пользу предыдущего владельца", – сказала она.
21 декабря 2016 года Фонд гарантирования вкладов физических лиц подписал договор о продаже 100% акций "ПриватБанка" Министерству финансов Украины.
5 июня Центр по расследованию коррупции и организованной преступности OCCRP сообщил, что "ПриватБанк" в течение 2015–2016 годов выдал свыше $1 млрд кредитов 28 харьковским фирмам, которые контролировались лицами, связанными с бывшим владельцем банка Игорем Коломойским.
9 июня Коломойский подал против Национального банка Украины иск с требованием разорвать договор поручительства по кредитам национализированного "ПриватБанка". Рожкова утверждает, что в исковом заявлении бизнесмен "писал о рейдерстве со стороны государства".
2 июля Министерство финансов Украины опубликовало письмо бывших ключевых акционеров "ПриватБанка" Коломойского и Геннадия Боголюбова к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой национализировать банк, которое датируется 16 декабря 2016 года. В этом письме Коломойский и Боголюбов обязались реструктуризировать кредиты банка до 1 июля 2017 года. В случае реструктуризации к июлю 75% кредитного портфеля финучреждения предусматривалась возможность пролонгации срока реструктуризации ряда кредитов до 1 января 2018 года.
3 июля в НБУ заявили, что государство готовится к юридической процедуре взыскания средств в связи с истечением срока, до которого Коломойский и Боголюбов обязались реструктуризировать кредитный портфель "ПриватБанка".
7 июля Национальное антикоррупционное бюро заявило, что государство понесло убытки в размере докапитализации банка на 116,8 млрд грн.