Соколовский: В "Газпроме" о Стокгольмском арбитраже могут говорить что угодно. Мы, конечно, можем их послушать, но действовать нужно в своих интересах G

Соколовский: Делать какой-то анализ нужно будет, когда станет известно окончательное решение
Фото: Богдан Соколовський / Facebook

Нужно понимать, кто виновен в подписании невыгодного для Украины газового контракта, чтобы потом этих людей не подпускать к власти, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" экс-уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский.

От представителей "Газпрома" не стоило ожидать каких-либо умных заявлений по поводу решения Стокгольмского арбитража. Такое мнение изданию "ГОРДОН" выразил экс-уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский, комментируя заявление председателя правления "Газпрома" Александра Медведева о том, что Стокгольмский арбитраж не отменял принцип "бери или плати".

"Я и не ждал, что они скажут что-то умное. В "Газпроме" о Стокгольмском арбитраже могут говорить что угодно. Мы, конечно, можем их послушать, но действовать нужно в своих интересах. Или, может, вы хотите, чтобы россияне признали, что они виновны? Не стоит ожидать, что одна из сторон будет что-то платить второй. Ни мы – России, ни они – нам. Все, что они говорят в "Газпроме", рассчитано на россиян", – отметил Соколовский.

По его словам, анализировать сложившуюся ситуацию нужно будет после вынесения арбитражем окончательного решения.

"Делать какой-то анализ нужно будет, когда станет известно окончательное решение. О том, что условия контракта крайне плохие, я говорил еще восемь лет назад. Однако сейчас нет смысла искать виновных в подписании этого контракта – Россия всегда умела "выкручивать руки". Когда мы критиковали этот контракт, на нас не обращали внимания, а теперь Стокгольмский арбитраж подтвердил то, что мы давно говорили, и все с этим согласились", – подчеркнул собеседник.

Он акцентировал внимание на том, что когда подписывался газовый контракт, Россия выдвигала Украине свои условия, пользуясь монопольным положением на рынке.

"Нужно просто понимать, кто виновен в подписании невыгодного для нас контракта, чтобы потом этих людей не подпускать к власти. При этом хочу сказать, что на то время мы не имели другой возможности, кроме как поставлять газ из РФ. То есть фактически нам ставили ультиматум. Сегодня же у нас есть возможность покупать газ и у других стран", – резюмировал Соколовский.

31 мая стало известно, что Стокгольмский арбитраж удовлетворил ключевые требования "Нафтогаза" в споре с "Газпромом": условие "бери или плати" упразднено; запрет на реэкспорт отменен; формула цены на газ пересмотрена с 2014 года.

Принцип "бери или плати" действовал с 2009 года. Он предусматривал штрафы для Украины в случае недобора российского газа относительно объема, указанного в контракте. "Нафтогаз України" считал положение "бери или плати" в виде, изложенном в контракте с "Газпромом", нерыночным, неправомерным и недействительным.

По словам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, если бы требования "Газпрома" удовлетворили, убытки украинской стороны могли составить $45 млрд.

В "Газпроме" утверждают, что решение Стокгольмского арбитража является промежуточным.