Адвокат: Обвинения против Вилкула – очень грубая и непрофессиональная работа прокуратуры
За принуждение свидетеля прокурором или следователем к даче показаний с использованием издевательств Уголовный кодекс предусмотривает до восьми лет лишения свободы, заявил адвокат нардепа от Оппозиционного блока Александра Вилкула Олег Бабич. Юрист убежден, что следователи под давлением получили показания свидетеля по этому делу, а также незаконно прослушивали телефон Вилкула.
В деле против нардепа от Оппозиционного блока Александра Вилкула прокуратура давит на свидетелей и добывает доказательства незаконным путем, заявил адвокат политика, управляющий партнер адвокатского объединения "Лекс энд баклер" Олег Бабич в комментарии агентству "РБК-Украина".
Во время рассмотрения представления генпрокурора регламентным комитетом Верховной Рады один из свидетелей – экс-глава Днепропетровской райгосадминистрации Вадим Кобыляцкий – заявил, что давал показания под давлением.
"Очень грубая и непрофессиональная работа областной прокуратуры, которая полностью подставляет их начальство в Киеве. Уголовный кодекс дает четкую оценку тяжким преступным деяниям – за принуждение прокурором или следователем к даче показаний с использованием издевательств влечет наказание до восьми лет лишения свободы, – отметил защитник. – Как адвокат могу заверить, что в адрес свидетеля прозвучала конкретная, прямая и незаконная угроза со стороны прокурора. Прокурор не имеет права допускать, тем более публично, высказываний в адрес свидетеля – если будешь рассказывать, как из тебя выбивали показания, мы тебя привлечем за дачу ложных показаний. Это циничный шантаж".
Он добавил, что земля, которую, по версии следствия, Вилкул незаконно передал горно-обогатительному комбинату, и сейчас остается в собственности государства, а прокуратура хочет "вывести из государственной собственности порядка 20 гектаров земли, а затем фактически подарить частной фирме".
"Почему на самом высоком уровне, в парламенте или даже по месту, в сельском совете, где все друг друга знают, не слышали про якобы обиженных колхозников? Потому что их не существовало ни тогда, в 2000 году, ни в 2011 году, когда Днепропетровская государственная администрация, которой руководил Вилкул, передала землю в аренду на пять лет тому же промышленному горно-обогатительному комбинату. Комбинат и сейчас арендует эту землю", – заявил адвокат.
Кроме того, на заседании регламентного комитета выяснилось, что решение об изъятии земли колхоза в государственную собственность принял не Вилкул в 2011 году, а Верховная Рада еще в 1999 году. Парламент и передал в 1999 году ее в аренду Орджоникидзевскому горно-обогатительному комбинату. После этого еще дважды – в 2011 и 2016 годах – облгосадминистрация передавала именно эту землю комбинату в аренду. Земля продолжает находиться в государственной собственности.
Другой адвокат Вилкула Алексей Баганец отметил, что представители потерпевших пытаются убедить орган досудебного расследования в том, что земля принадлежит "неизвестно откуда появившимся "правопреемникам" колхоза, который давно был ликвидирован".
"Именно этот факт необходимо исследовать в процессе досудебного расследования, а не готовить необоснованное подозрение народному депутату, как об этом неоднократно на заседании комитета угрожал генпрокурор", – уверен Баганец. "РБК-Украина" отмечает, что адвокат раньше защищал в судах генпрокурора Юрия Луценко.
"По моему глубокому убеждению, в этом производстве еще не собрано достаточных доказательств, чтобы выносить подозрение Вилкулу, я даже не уверен, что здесь имело место событие преступления. А после того, как защите предоставят материалы уголовного производства для ознакомления, мы узнаем еще больше невыгодной для органа досудебного расследования информации, в том числе и относительно самих "пострадавших" и их так называемых "представителей", – добавил он.
За выбивание показаний из Кобыляцкого силовики могут быть привлечены к ответстенности, подчеркнул юрист.
"Следователь и прокурор, которые таким образом заведомо незаконно задерживали Кобыляцкого, применяли к нему эти незаконные методы, искусственно создавая доказательства обвинения, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статьям 371 и 372 УК Украины за заведомо незаконное задержание и привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, конечно, в случае доказанности их виновности", – заявил Баганец.
Следователи незаконно прослушивали телефон Вилкула и мониторили соединения его с другими абонентами, что является нарушением прав народного депутата на неприкосновенность, подчеркнул адвокат.
"Тем более, я более чем уверен, что при этом, как минимум, инициаторы (следователь и прокурор), которые готовили такое представление, совершили служебный подлог, внеся в суд заведомо ложную информацию, дополнив нынешний номер Вилкула как принадлежащий совсем другому фигуранту и в другом уголовном производстве", – сказал юрист и добавил, что районный суд города Киева уже обязал правоохранителей начать расследование по этому поводу.
Вилкул был председателем Днепропетровской областной государственной администрации с марта 2010 года по декабрь 2012-го, после до февраля 2014 года он занимал пост вице-премьера. С ноября 2014 года – нардеп от Оппозиционного блока.
Представление в отношении Вилкула генпрокурор Юрий Луценко впервые направил в Раду 25 мая. 19 июня в регламентном комитете Рады заявили, что его члены не получили ответы на свои вопросы относительно этого представления, поэтому вернули документы спикеру парламента Андрею Парубию, чтобы он обратился к генпрокурору за соответствующими разъяснениями. 18 сентября Луценко повторно внес представление на Вилкула.
Нардеп заявил, что обвинения против него сфальсифицированы, "чтобы сбить его со всех выборов". Он подчеркивал, что законы, на которые ссылается прокуратура, в том числе Земельный кодекс, прекратили свое действие еще в 2001 году. Нардеп также показал членам комитета решение Никопольского суда, которое, по его словам, свидетельствует о прослушивании телефона без разрешения парламента, сообщало агентство "Интерфакс-Украина".
По итогам заседания 8 октября регламентный комитет Верховной Рады отложил публикацию своего решения на два дня. 11 октября комитет опубликовал свои выводы.
В решении комитета сказано, что "доказательства в представлении основываются на предположениях и на показаниях, которые были добыты незаконным путем".