Портников о Порошенко и Саакашвили: Последствия этой семейной ссоры сказываются на перспективах большой страны
Конфликт между президентом Украины Петром Порошенко и экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили разрушил доверие граждан к реформаторам, авторитет президентской власти, а теперь и поставил вопрос неприкосновенности государственной границы Украины.
Прорыв на украинско-польской границе сторонников экс-президента Грузии Михаила Саакашвили – "очередная глава" в романе о президенте Украины Петре Порошенко, который пытался использовать Саакашвили как "гиперболоид" для расширения своих полномочий и устранения со сцены конкурентов. Об этом в колонке для "ЛІГАБізнесІнформ" написал политический комментатор Виталий Портников.
Журналист отметил, что Порошенко был избран главой государства в крайне неблагоприятных для страны, но в крайне благоприятных для себя условиях.
"Его – политика без партии и очевидной политической платформы – поддержали не только собственные немногочисленные друзья из мира бизнеса, но и недавние соратники Юлии Тимошенко, пытавшиеся даже уговорить своего честолюбивого лидера не баллотироваться на пост главы государства. На стороне Порошенко был и неожиданно сложившийся олигархический консенсус – от Рината Ахметова до Дмитрия Фирташа и Игоря Коломойского. У него была беспрецедентная международная поддержка – просто потому, что Западу был срочно необходим новый легитимный глава Украинского государства", – считает он.
По мнению Портникова, президенту показалось мало полномочий, поскольку он формировался в условиях классической олигархической республики эпохи экс-президента Леонида Кучмы, поэтому он захотел возвращения в "политическое прошлое".
Для этого президент пригласил в качестве "гиперболоида" Саакашвили, который на тот момент был уже не политической, а исторической фигурой.
"Саакашвили был готов поработать гиперболоидом. Мы точно не знаем, что именно обещал ему за это Порошенко – аппетит, как известно, приходит во время еды. Первая услуга, которую бывший президент оказал своему сокашнику, был подрыв влияния олигарха Игоря Коломойского, организовавшего защиту востока страны и приобретшего в результате вес удельного князя. Одесская область была для Коломойского почетным призом, и именно с помощью даже не самого Саакашвили, а мифа о реформаторе Саакашвили Порошенко у него этот приз отобрал. Гражданам, разумеется, рассказывали о полигоне реформ, об ограничении влияния олигархов, о чем угодно, только не об усилении президентских позиций во власти", – продолжил журналист.
Он отметил, что на этом история бы закончилась, если бы Порошенко стремился сохранить баланс во власти, а Саакашвили сосредоточился на Одесской области, однако оба они были слишком честолюбивы для этого.
"Следующая цель Порошенко была вполне классической целью любого украинского президента – контроль над правительством. Главу государства не устраивала необходимость постоянно находить компромисс с премьером Арсением Яценюком и его партией. Но подорвать репутацию Яценюка было куда сложнее, чем репутацию Коломойского, который со свойственной ему бесшабашностью сам вламывался в расставленные капканы. И тут вновь пригодился гиперболоид", – продолжил Портников.
По его мнению, на момент начала борьбы с Яценюком Саакашвили утратил связь с реальностью, а Порошенко начал ее терять.
"Возможно, Порошенко мог считать, что после компрометации Яценюка его партия сплотится под президентскими знаменами, потому что ее депутатам некуда будет деться. А может быть, президент Украины просто решил, что морковка в виде обещания премьерства, которую будет видеть перед собой бывший президент Грузии, заставит его действовать не на страх, а на совесть... Отставка Яценюка вовлекла Порошенко в круг куда более сложных и противоречивых договоренностей и попыток построить баланс", – рассказал журналист.
По мнению политического комментатора, вместо Яценюка, который контролировал собственную фракцию, Порошенко пришлось маневрировать между убеждающимся в собственной самодостаточности премьером Владимиром Гройсманом, насмешливым главой МВД Арсеном Аваковым, осторожничающим секретарем СНБО Александром Турчиновым, набирающим силу генпрокурором Юрием Луценко и оскорбленным экс-премьером Яценюком.
"Прибавим к этому эрозию олигархического баланса, когда Коломойский или Ахметов решили выстраивать собственные контакты с разными игроками, и поймем, что Порошенко в этой новой ситуации было уже точно не до красивой машинки с истребляющим лучом. Он не учел, что гиперболоиды бывают живыми и способными затаить обиду", – подчеркнул Портников.
Он отметил, что Саакашвили не понял логики украинской политики, для которой крик "всех посажу!" подходит для люмпенизированного митинга, а не для достижения реальной власти.
"Он был уверен, что Порошенко его просто обманул, договорился с теми, против кого и заставил его действовать, – какое чудовищное предательство! Конфликт между двумя бывшими друзьями стал с этого момента лишь делом времени... Гиперболоид был готов действовать против своего создателя. Единственное, что отложило этот конфликт на время, так это все то же переселение бывшего грузинского президента в потусторонний мир. Он поверил – и заставил поверить многих в Украине – что сможет победить на парламентских выборах в Грузии и вернуться домой на белом коне", – пояснил журналист.
Однако провал силы Саакашвили в Грузии привел к обострению борьбы с Порошенко на фоне личных обид политиков.
"Беда только в том, что последствия этой семейной ссоры сказываются на перспективах большой страны. Вначале амбиции честолюбцев помогли извалять в грязи доверие граждан к реформаторам, которым пришлось начать изменения в стране в условиях разрухи, войны и деградации государственных институций. Затем под вопросом – в который раз – оказался авторитет самой президентской институции. Потом украинское гражданство, которое уж точно священнее премьерского портфеля, стало выглядеть результатом политических торгов. Теперь вытирают ноги о государственную границу Украины. И это еще не конец", – подытожил журналист.
Потерявший украинское гражданство Саакашвили собирался вернуться 10 сентября в Украину через пункт пропуска "Краковец". Его сторонники организовали там палаточный городок.
Вместо пересечения границы в "Краковце" Саакашвили вначале попытался въехать в Украину на поезде "Интерсити", но поезд остановили. После этого политик заявил, что его команда на польской границе "возвращается к первому плану" и едет в пункт пропуска "Краковец", однако вместо этого отправился в пункт пропуска "Шегини". Поляки пропустили автобус с Саакашвили и народными депутатами. Украинская сторона перекрыла границу якобы из-за информации СБУ о минировании перехода. После этого толпа сторонников Саакашвили прорвала кордон пограничников и сопроводила политика на территорию Украины.
Экс-президент Грузии приехал во Львов, где заявил, что полицейские не выполнили преступный приказ, пропустив его в страну. Генпрокурор Украины Юрий Луценко пообещал, что организаторы незаконного пересечения границы будут привлечены к уголовной ответственности.