Томиленко: Не надо нам грозить колоссальными штрафами. Ответьте на вопрос, как именно мы с вашей помощью сделаем журналистскую профессию безопасной
Обсуждение и решение любых проблем медиа должно идти от самих медиа, а не "спускаться свыше, как благая весть", сказал в интервью изданию "ГОРДОН" глава Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко.
Министерство культуры, молодежи и спорта сначала должно наработать доверие к своей деятельности, а затем уже проводить реформы в медиасфере. Такое мнение в интервью изданию "ГОРДОН" выразил глава Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко.
"Реально показать, как именно, каким образом оно способно помочь журналистам в вопросе защиты. Вот как вы собираетесь нас защищать – при безнаказанности, которая в нашей стране воспринимается уже как данность, при тотальной травле в соцсетях? Когда какой ни возьми фильм, там журналист либо сволочь и предатель, либо пустышка и бездельник. Когда уровень угроз выше некуда и каждый первый может написать под твоей публикацией: "Пойдешь следом за Гандзюк (херсонскую активистку Екатерину Гандзюк облили серной кислотой, она умерла через четыре месяца после нападения, – "ГОРДОН")" или "Взорвут как [журналиста Павла] Шеремета". Что в таких условиях сможет сделать министерство для счастливых обладателей своих пресс-карточек? Наймет телохранителей или закупит бронежилеты? В прошлом году в центре Черкасс жестоко избили журналиста Вадима Комарова, который вследствие этого скончался. Очень это дело расследуется?" – сказал он.
Томиленко отметил, что в 2019 году в мире было всего два убийства журналистов – Лайры Макки в Северной Ирландии и Комарова в Украине.
"Поэтому не надо грозить колоссальными штрафами за дезинформацию или обещать нечто несбыточное. Ответьте на вопрос, как именно мы с вашей помощью сделаем журналистскую профессию безопасной, а не запугивайте регулированием. И второй вопрос, связанный со свободой СМИ, – экономический. СМИ в нашей стране либо бедные, либо олигархические. Скажите, может нищий или крепостной поступать как свободный человек? А объективным быть он может? Олигархи, скупающие телеканалы и превращающие их в рупоры своих идей, вас не смущают – только люди, которые там работают?" – заявил он.
По мнению Томиленко, для СМИ в Украине нужно создать "необходимый климат", чтобы они могли получать прибыть от рекламы и аудитории.
"Разработайте механизмы поддержки региональных газет, всех тех, которые страдают от агрессивной политики "Укрпошти" – монополиста в плане доставки. Во всем мире давно есть эти механизмы, существуют различные гранты, получая которые, люди понимают: мое государство заботится обо мне и престиже моей профессии. А значит, и о чистоте своего информационного пространства тоже. Далеко не надо ходить: Польша, страны Балтии – там это все работает, и, если обратиться, там расскажут и покажут", – сказал он.
Томиленко добавил, что обязательно нужно спросить мнение по поводу реформ в сфере медиа у журналистов региональных СМИ.
"Мне кажется, обсуждение и решение любых проблем медиа должно снизу идти, от самих медиа, а не спускаться "свыше", как благая весть", – заявил он.
Томиленко о "законопроекте Бородянского": Мы не готовы подавать патроны, которыми в нас же и выстрелят. Читайте полную версию интервью
Законопроект о дезинформации, который предполагает административную и уголовную ответственность за распространение недостоверных данных средствами массовой информации, министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский представил 17 января.
В частности, распространение дезинформации при условии добровольного опровержения, начиная с третьего факта нарушения на протяжении одного года, предполагает наказание в виде 1000 минимальных зарплат за каждое нарушение (минимальная зарплата с 1 января 2020 года составляет 4723 грн; таким образом, штраф составит 4,7 млн грн). В случае, если СМИ откажется добровольно опровергнуть "дезинформацию", штраф увеличится до 2000 минимальных зарплат за каждый факт (9,4 млн грн).
Отслеживать публикации в СМИ, содержащие признаки дезинформации, должен уполномоченный по вопросам информации, назначаемый Кабинетом Министров.
Кроме того, на слайдах, которые демонстрировались во время презентации 17 января, говорилось, что распространение дезинформации при определенных условиях может наказываться тюремным заключением на срок от двух до семи лет. В частности, лишение свободы предусмотрено за "систематическое умышленное распространение дезинформации", которая представляет угрозу национальной безопасности, за распространение дезинформации, совершенное организованной группой или повторно. Тюремный срок также предусмотрен за дезинформацию, которая привела к тяжким последствиям, за использование ботов для распространения дезинформации и за финансирование распространения фейков. 24 января Бородянский заявил, что законопроект не предусматривает наказания в виде тюремного заключения, а "только общественно-полезные работы".
В Институте массовой информации утверждают, что законопроект о дезинформации и мерах по борьбе с ней содержит неоднозначные нормы, которые недопустимы в демократическом обществе.
Генеральный секретарь Европейской федерации журналистов Рикардо Гутьеррес подчеркнул, что государство не должно ограничивать деятельность работников СМИ.
Беспокойство по поводу законопроекта выразили и в ОБСЕ. Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Арлем Дезир подчеркнул, что борьба с дезинформацией не должна происходить за счет свободы СМИ.