Генерал Марченко: Что помешало успешному контрнаступлению? Нехватка вооружения и боеприпасов, артиллерии нам не хватало, поддержки с воздуха
2023-й точно не был провальным для Украины с военной точки зрения – украинцы не потеряли территорий, однако нанесли очень много потерь противнику, подчеркнул генерал-майор ВСУ Дмитрий Марченко (позывной Марчелло). Об этом он говорил в интервью основателю интернет-издания "ГОРДОН" Дмитрию Гордону.
Журналист спросил генерал-лейтенанта, что, по его мнению, помешало в прошлом году успешному контрнаступлению украинских сил.
"Как военный могу сказать, что помешала нам нехватка того вооружения и боеприпасов, которые нам были нужны. То есть вы понимаете, что любая операция возможна и будет удачно проведена только при наличии сил и средств, необходимых для выполнения этой операции. И нам крайне не хватало тех сил и средств: именно артиллерии нам не хватало, не хватало поддержки с воздуха", – сказал Марченко.
Но, заявил он, если посмотреть на общую картину всего фронта, то "в принципе задача была выполнена".
"Вот я не понимаю тех людей, которые взяли какой-то участок фронта – и начинают его обсуждать, рассказывать, где хорошо, а где плохо... Чтобы понимать любой – даже маленький – участок фронта и что там происходит, надо понимать, что происходит по всей линии столкновения... Если вы посмотрите в принципе на весь фронт, то вы увидите, что 2023-й год для нас точно не провальный. Мы не потеряли территорий, мы при этом нанесли очень много потерь противнику. То есть задача минимальная – она была выполнена", – сказал военный.
Он признал, что "хотелось, чтобы оно шло лучше", но для этого, по его словам, нужно чтобы было чем воевать.
На вопрос о том, что сейчас происходит на фронте, Марченко ответил, что ведутся преимущественно позиционные бои.
"То есть нет в принципе удачных операций с той стороны и, к сожалению, нет удачных операций с нашей стороны. С нашей стороны – понятно. Потому что нам нужно сейчас нарастить ресурс, нарастить вооружение... Ну, не будем им подсказывать. Но идут позиционные бои, и наша задача – не потерять то, что у нас есть", – подчеркнул генерал-лейтенант.
Контекст:
Страна-агрессор РФ развязала войну против Украины в 2014 году, когда оккупировала Крым и части Донецкой и Луганской областей. 24 февраля 2022 года Россия начала полномасштабное вторжение в Украину с северного, восточного и южного направлений. В апреле силы обороны изгнали оккупантов из северных областей Украины, осенью деоккупировали части Херсонской, Николаевской и Харьковской областей.
5 июня 2023 года в Минобороны Украины заявили, что по некоторым направлениям силы обороны перешли к наступательным действиям. Позже были сообщения о деоккупации населенных пунктов на востоке и юге.
1 ноября главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный опубликовал на американском сайте The Economist колонку и эссе, посвященные ситуации, сложившейся на фронте в Украине. В статье Залужного, в частности, говорится, что война на нынешнем этапе "постепенно переходит к позиционной форме", а затяжная война "создает огромные риски" для Украины.
Издание The Economist 13 ноября писало, что западные чиновники все чаще говорят о том, что война, развязанная Россией против Украины, может затянуться еще на пять лет в ситуации, когда ни РФ, ни Украина не готовы уступить, но и выйти из тупика тоже не способны. В то же время, по оценке The Wall Street Journal, украинским силам нужно восстановление и Украина не сможет организовать новое серьезное контрнаступление к 2025 году.
Президент Владимир Зеленский в конце ноября признал, что Украина не достигла желаемых результатов контрнаступления. Он пояснил, что страна не получила всего необходимого ей оружия от союзников, а ограниченная численность ВСУ не позволяет вести быстрое наступление. Издание Bild в январе констатировало, что, со своей стороны, российское зимнее наступление провалилось.
В Офисе президента отметили в январе 2024 года, что Украина гарантировала безопасность Черного моря и это также является частью контрнаступления.