Муженко: В 2014 году украинские военные могли выйти из Иловайска еще двумя маршрутами
В 2014 году украинские военные выходили из Иловайска по маршруту, который предложил президент РФ Владимир Путин, рассказал руководитель Генерального штаба Вооруженных сил Украины Виктор Муженко.
Руководитель Генерального штаба Вооруженных сил Украины Виктор Муженко заявил в Facebook 27 августа, что в августе 2014 года, кроме "зеленого" коридора, украинские военные имели еще два варианта выхода из Иловайска.
Он опубликовал фрагмент своего интервью для украинской съемочной группы, которая работает над документальным фильмом об Иловайской трагедии.
Муженко отметил, что в августе 2014 года в Иловайск зашло около 1,3 тыс. украинских военных, они имели возможность удерживать город "не один день и даже не неделю".
"У российских войск не было такого срока нахождения – им нужно было зайти и решить вопрос. То есть задержать украинские войска, стабилизировать линию, задержать их дальнейшее продвижение, вообще создать, чего они и достигли, определенный общественный резонанс, недовольство. И мы понимаем, что иловайская тема и по сегодняшний день волнует украинское общество, и на многие вопросы нет ответов для общества, хотя мы многое уже разъяснили", – отметил он.
Муженко считает, что украинским военным нужно было удерживать город, "у них было четыре дня, этого было более чем достаточно, при тех запасах и том количестве людей".
"Но тогда встал вопрос, что никто не будет удерживать Иловайск, потому что генерал [Руслан] Хомчак доложил, что получил "ультиматум" от командиров добровольческих подразделений, что они оставят Иловайск, если будет принято решение здесь остаться. И в той ситуации он говорил, что не может за них отвечать и не может их покинуть или отправить их одних, и не может без них остаться", – сказал он.
Муженко сообщил, что после этого он поручил Хомчаку принимать решение о выходе украинских военных из Иловайска.
"Тогда начались эти уже разговоры, о выходе, о "зеленом" коридоре, который, кстати, был предложен не нами. Не знаю, но информация пошла от президента Российской Федерации [Владимира Путина]. Уже тогда мы получили поручение вести соответствующие переговоры с представителями военного командования, и я их вел с начальником Генерального штаба, с первым заместителем, генералом [Николаем] Богдановским по согласованию всех моментов по выходу. Говорят, что мы что-то кому-то сдали. Нет", – заявил он.
Муженко сообщил, что существовало еще два варианта выхода из города.
"Предлагался вариант или выходить наверх, на север, туда, через Зугрэс. Кстати, часть батальона “Донбасс”, когда я уже потом общался с некоторыми бойцами, так и вышли, небольшим количеством, но туда, в направлении Шахтерска, и затем вышли на связь с нашим подразделением. Как раз вышли в районе Зуевки, там находилась 25-я воздушно-десантная бригада. И еще один вариант – на широком фронте малыми колоннами по 10–15 машин, а не по 70–80 и 90, выходить. Такая возможность была, и это тоже подтверждено выходом 9-го батальона, выходом 40-го батальона в район Мариуполя, то есть на юг", – рассказал он.
Муженко отметил, что был выбран выход украинских военных по "зеленому" коридору, так как он был предварительно согласован и относительно него существовали гарантии на тактическом уровне – от командиров российских подразделений.
"Хотя выход был назначен на 3.00, но по факту он начался в 8.30, то есть через пять часов. Потом – выход на небольшой скорости, что как раз и дало возможность российским войскам занять оборону, окопаться, создать эффективную систему огня, и как следствие мы имеем большое количество погибших, раненых, ну, и пленных", – сказал он.
Муженко подчеркнул, что потери по двум маршрутам отличались.
"Если маршрут южнее или через Осыково, Катериновку – там было большее количество погибших, и там были очаги сопротивления. В Червоносельском, где спецназовцы и часть бойцов добровольческих батальонов еще два дня оборонялись, и уже даже после договоренностей по вывозу раненых и погибших не давали возможности подняться выше Осыкового. Почему? Потому что там еще шли бои, и об этом тоже были разговоры, о том, что идут бои, вы сознательно и специально сдерживаете и не даете возможности нашим средствам [организовать] эвакуацию. Тогда полковник [Игорь] Паланик, сейчас генерал-майор, занимался этим вопросом непосредственно, он мне докладывал, что не дают возможности, мы два дня не могли подняться выше Осыкового. Когда уже был уничтожен этот очаг сопротивления, подавлен полностью – только тогда дали возможность подняться для эвакуации раненых и погибших", – рассказал Муженко.
Он добавил, что по верхнему маршруту потери были меньше, но там было больше пленных.
"Именно по этому маршруту, кажется, выходил и генерал Хомчак со своей группой. И по выходу всех колонн мы потеряли связь с группой руководства и генералом Хомчаком. Три дня мы не могли найти его, хотя и отправляли группы спецназначения в место, где он находился, чтобы организовать эвакуацию. По их словам, они двигались, выходили, хотя я понимаю, что в тех условиях, когда ты не понимаешь, где находится противник, это трудно сделать, нет какой-то установленной скорости движения, 5 или 25 километров, или еще как-то иначе. Это могло быть переползание, и по-пластунски, различными способами. Трое суток не было, а через трое суток их встретили в районе Комсомольска. Здесь трудно ориентироваться, мы только имеем какую-то информацию от тех людей, которые выходили", – резюмировал Муженко.
В середине августа 2014 года украинские военные и добровольцы сумели взять под контроль большую часть Иловайска, но 23–24 августа Россия ввела под Иловайск свои войска, в результате украинские бойцы оказались в окружении. Затем боевики и российские военные заявили, что готовы выпустить украинцев, 30 августа был создан коридор, но российская сторона нарушила договоренности: когда украинские военные организованными колоннами начали движение из города, по ним был нанесен удар.
Следствием официально установлена гибель 366 военнослужащих.
14 августа 2017 года ГПУ обнародовала результаты расследования Иловайской трагедии. По данным следствия, к ней привели прямое вторжение вооруженных сил России 23–24 августа 2014 года и дальнейшее совершение военных преступлений российской армией.