Портников: Райкин хочет служить двум господам. Он хочет показать, что может выступить и в Киеве, и в Москве
Константин Райкин прославился в советском кино ролью Труффальдино, умудрявшегося обслуживать двух враждовавших аристократов, и эта маска очень ему подошла, отметил политический обозреватель Виталий Портников.
Художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин пытается и в жизни играть сыгранную им в молодости в советском кинематографе роль комичного пройдохи Труффальдино, который умудрился обслуживать двух враждовавших между собой аристократов. Об этом политический обозреватель Виталий Портников написал в колонке для "Грани.Ру".
"Райкин хочет служить двум господам. Он хочет показать, что может выступить и в Киеве, и в Москве – и никого не обидеть, всем быть приятным", – пояснил он.
Журналист отметил, что в свете скандала со срывом концерта Райкина в Одессе, на фоне его перепалки с министром культуры РФ Владимиром Мединским это свойство характера артиста стало очевидным и показало, что "невозможно услужить двум господам одновременно".
"Самое интересное в одесском концерте даже не в самом факте скандала, даже не в самом бегстве Райкина со сцены после сакраментального вопроса "чей Крым?", а просто в проведении украинских гастролей. Райкин приехал не только в Одессу, но и в Киев, и в Днепр", – продолжил он.
По мнению Портникова, в Киеве и Днепре концерты Райкина прошли без эксцессов, потому что были мало кому интересны, а в Одессе, где "притяжение московских знаменитостей все еще велико", приезд актера не мог пройти незамеченным. Он отметил, что актер приехал в Украину не только из желания "заработать лишние гонорары", но и из-за его "натуры Труффальдино".
"Калягин, Табаков и прочие лукавые царедворцы советского театра и кино, давно изменившие собственной чести, но никогда не изменявшие власти, и не подумают ехать в Киев или Одессу. Они служат одному господину – тому, кто на данный момент в Кремле. Служат не за страх, а за обеспечение. За театры, награды, за разрешение фрондировать, когда предоставляется возможность. А Райкин хочет служить двум господам", – подчеркнул он.
Политический обозреватель отметил, что если бы Райкин не проговорился в интервью провинциальным журналистам, что он думает на самом деле об аннексии Крыма, гастроли в Украине у него бы удались.
"Он никогда не ответил бы на вопрос "чей Крым?" и не подписал бы ни одного коллективного письма. Это тоже стиль, бессмертный стиль советской интеллигенции, перенесенный в XXI век: кто-то подписывает, кто-то протестует, а кто-то гордо отмалчивается и читает Мандельштама, когда разрешат", – продолжил он.
По мнению Портникова, в конфликте с Мединским Райкин пошел на риск, апеллируя прямо к президенту РФ Владимиру Путину, чтобы оставаться "своим" для власти, но быть порядочным и неравнодушным для противников путинизма.
"Это непростая задача, которая требует чудовищных нравственных компромиссов с самим собой. Первый такой компромисс я запомнил на всю жизнь – когда в одном из интервью Константина Райкина прочитал о полученном им русском воспитании, о том, что его растили русским человеком. Я не знаком с этим Райкиным, но имел честь знать того, настоящего. Аркадий Исаакович родился, я бы сказал, в классической еврейской семье и до последних лет жизни гордился своими корнями. Он, конечно, эти корни не афишировал... но они были для него важны. При всем своем желании Аркадий Исаакович и Руфь Марковна не могли воспитать своих детей русскими – и в этом нет ничего зазорного. Быть евреем стыдно только тогда, когда хочешь понравиться тем, кто не желает ничего знать о тебе настоящем. Когда хочешь быть слугой двух господ", – подытожил он.
Вечером 17 ноября около 20 активистов сорвали концерт Райкина в Одессе. Одесский активист Сергей Стерненко назвал Райкина "крымнашистом". "Тут не будут выступать те, кто поддерживает убийц", – отметил он.
Полиция квалифицировала инцидент как хулиганство.
22 ноября Путин своим указом внес театр Райкина "Сатирикон" в число получателей грантов главы государства в области культуры и искусства.