В СМИ опубликовали переписку убитых в ЦАР журналистов
"Федеральное агентство новостей" выложило скриншоты переписки Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко с коллегами из "Центра управления расследованиями".
"Федеральное агентство новостей" (ФАН), которое связывают с "фабрикой троллей" бизнесмена Евгения Пригожина, опубликовало скриншоты переписки погибших российских журналистов Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко с коллегами из "Центра управления расследованиями" (ЦУР), в котором они обсуждают поездку в Центральноафриканскую Республику (ЦАР). Источник в ЦУР подтвердил "Дождю" подлинность переписки.
В материале ФАН опубликована переписка российских журналистов в Telegram с главным редактором ЦУР Андреем Коняхиным, журналистом Родионом Чепелем, сотрудницей ЦУР Анастасией Кулагиной и пользователем Anastasia, которого ФАН называет заместителем главного редактора ЦУР Анастасией Горшковой.
Командировка в ЦАР обговаривалась в специальном чате с названием Centrafrique. В нем обсуждались организационные моменты поездки. Вначале участники говорили о необходимости оформить Джемалю, Расторгуеву и Радченко пресс-карты на английском языке, а также табличку UN на машину. 24 июля им предложили самостоятельно оформить медицинскую страховку.
26 июля Anastasia пишет о деньгах, выделенных съемочной группе для поездки в ЦАР. "$40/день ($840 у каждого) $2150 – жилье, 16 ночей, расчет по стоимости дома в Банги, $2250 – водитель-переводчик, расчет по максимуму 15 дней по $150 за городом (не забывайте, что в Банги ему надо платить $90), $1500 – НЗ (прочие траты, типа такси из аэропорта, если не встретит Мартин, "взятки" кому-то и т.д.)", – написала Anastasia.
Мартин, который должен был помочь журналистам на месте, впервые упомянут в чате 19 июля. Его порекомендовал журналистам корреспондент ФАН Кирилл Романовский. Мартина называют сотрудником миссии ООН в ЦАР.
"Мартин пишет, что в аэропорту вас встретит водитель-переводчик с табличкой, его зовут Bienvenu. Он сразу отвезет вас к вилле. По пути попросите его заехать в Ledger Hotel, чтобы поменять деньги", – пишет Anastasia.
Из переписки следует, что водителя журналистов по имени Бьенвеню журналистам нашел Мартин.
27 июля Коняхин дает журналистам задачу обязательно снять "художественно и с комментариями", как они избавляются от пресс-карт. Пресс-карты надо было сжечь. Местный журналист, с которым разговаривала Горшкова, сообщил, что перед поездкой в ЦАР необходимо договориться с местным министерством информации и печати.
По пути в ЦАР журналисты не могли дозвониться водителю, который должен был их встретить, а также самому Мартину.
28 июля Расторгуев пишет в чате о "логистическом коллапсе" и дороговизне в ЦАР.
Вечером 29 июля Радченко пишет о дополнительных тратах на бензин. Он рассказал, что резиденция, в которой, предположительно, находится военная база российских наемников, – это "закрытый объект", допуск в который возможен только через минобороны ЦАР. Также он рассказывает о двух полицейских, которые "приняли" журналистов с оборудованием у гостиницы во время съемки и им пришлось дать взятку в $550. Он добавил, что по словам взявших деньги полицейских, журналистов "сдали местные", которые видели, как те "возятся возле машины с фотооборудованием".
В ответ Коняхин пишет, что журналисты находятся "под колпаком" и скоро к ним "выстроится очередь" за взятками. Он заподозрил водителя журналистов в соучастии в вымогательстве. Однако Радченко с этим не согласился. Он также предупредил Коняхина, что следующий день журналисты проведут в пути в Бамбари, где находится Мартин. Впоследствии они не выходили на связь.
О гибели в ЦАР журналиста Джемаля, оператора Радченко и режиссера Расторгуева стало известно 31 июля. В партнерстве с ЦУР группа снимала документальный фильм о деятельности российских наемников.
В ЦУР сообщили, что 29 июля съемочная группа пыталась попасть на базу в Беренго, где, как предполагалось, российские инструкторы обучают местных военных. Их не пустили внутрь, якобы потребовав разрешение от минобороны ЦАР.
9 августа официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила на брифинге, что в ЦАР нашли ноутбук, жесткий диск и мобильный телефон одного из трех убитых российских журналистов.
13 августа посольство РФ в Банги сообщило, что мужчину, возившего группу Джемаля, поместили в тюрьму "в целях безопасности".
ЦУР, который ведет собственное расследование гибели коллег, 14 августа написал, что среди убийц были лица, связанные с правительственными структурами Центральноафриканской Республики.