В распоряжении "Новой газеты" оказалась стенограмма разговора журналиста из Центральноафриканской Республики Сен-Реджиса Зоумири с Бенвеню Ндувокемой, водителем погибших российских журналистов.
Ндувокема рассказал, что 30 июля россияне после остановки на блокпосту в Сибю якобы заставили его отклониться от намеченного маршрута, после чего надели "военные головные уборы" и достали пистолеты.
Вскоре машину остановили пятеро вооруженных людей, утверждает водитель. Его якобы связали.
"Я слышал разговор между убийцами и журналистами. С определенного момента разговор шел на повышенных тонах, и тогда я услышал первый выстрел. Затем разговор возобновился. Через пять минут я услышал второй выстрел. Я думаю, что третий журналист не был застрелен, потому что рядом с его телом я видел нож. Весь разговор длился почти 25 минут. Потом они подошли ко мне и сильно избили", – заявил Ндувокема.
Он уверяет, что забрал оружие, которое нападавшие по непонятной причине оставили в машине, и отдал его сотрудникам миссии ООН (MINUSCA) в Сибю.
Источник в MINUSCA подтвердил "Новой" сведения о переданном в миссию оружии, но отметил, что в ООН рассматривают версию о том, что оно было подброшено россиянам после убийства.
Сам рассказ водителя и другие публикации Зоумири, который редактирует издание Palmares Cenrafrique, "Новая" ставит под сомнение, поскольку они во многом противоречат достоверно известным данным о миссии съемочной группы.
Один из французских журналистов, работающих в ЦАР, анонимно рассказал, что Зоумири является высокопоставленным сотрудником местной разведки и координирует информационные потоки в интересах правительства.
За стенограмму разговора с Ндувокемой и другие свои материалы Зоумири просил гонорар от €500 до €1000.
О гибели в ЦАР журналиста Орхана Джемаля, оператора Кирилла Радченко и режиссера Александра Расторгуева стало известно 31 июля. В партнерстве с "Центром управления расследованиями" (ЦУР) группа снимала документальный фильм о деятельности российских наемников.
В ЦУР сообщили, что 29 июля съемочная группа пыталась попасть на базу в Беренго, где, как они предполагали, российские инструкторы обучают местных военных. Их не пустили внутрь, якобы потребовав разрешение от минобороны ЦАР.
9 августа официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила на брифинге, что в ЦАР нашли ноутбук, жесткий диск и мобильный телефон одного из трех убитых российских журналистов.
13 августа посольство РФ в Банги сообщило, что мужчину, возившего группу Джемаля, поместили в тюрьму "в целях безопасности".
ЦУР, который ведет собственное расследование гибели коллег, 14 августа написал, что среди убийц были лица, связанные с правительственными структурами Центральноафриканской Республики.