Смешко: В преддверии президентских выборов введение военного положения выглядит как попытка атаки на демократию внутри Украины G

Игорь Смешко: Украине надо было не катера направлять в Черное и Азовское моря, меряясь с ВМС России силой, а быть проактивной на дипломатическом и информационном направлениях
Фото: Сергей Крылатов / Gordonua.com

Введение военного положения в Украине больше похоже на пиар-шоу в преддверии президентских выборов, а не на эффективную реакцию государства на очередной факт агрессии РФ. Ситуация в Черном и Азовском морях была давно прогнозируема, но вместо того, чтобы усиливать военную и экономическую мощь страны, а также занять проактивную позицию на дипломатическом и информационном фронтах, руководство Украины занимается популизмом и имитацией, заявил в интервью "ГОРДОН" экс-начальник Главного управления разведки Минобороны Украины (1997–2000 гг.), бывший и.о. секретаря СНБО (2002–2003 гг.), экс-глава СБУ (2003–2004 гг.) генерал-полковник Игорь Смешко.

Введение военного положения больше похоже на политическое решение, а не на эффективную военную реакцию государства

– Как вы расцениваете захват россиянами украинских военных кораблей в Черном море 25 ноября 2018 года?

– Мы подверглись очередной вооруженной агрессии со стороны России, теперь уже на море. Захват украинских катеров и пленение украинских моряков еще раз подтвердило: мы находимся в состоянии реальной войны. К сожалению, военно-политическое руководство страны до сих пор этого не осознало и продолжает делать вид, что факта реальной войны не существует.

– Но все эти годы военные эксперты, в том числе вы, настаивали на введении военного положения. Вчера президент Порошенко подал указ в парламент, а Верховная Рада проголосовала за введение военного положения в 10 областях Украины. В чем проблема?

– Военное положение надо было вводить еще в 2014 году с началом аннексии Крыма и войны на Донбассе. Вводить надо было там, где идут боевые действия, плюс прилегающие территории.

– Лучше поздно, чем никогда.

– Сейчас введение военного положения больше похоже на политическое решение, а не на эффективную военную реакцию государства. Почему военное положение не ввели в 2014-м? Почему не задействовали закон "Об обороне Украины", когда нас атаковали на нашей территории большими наземными силами? Во время аннексии Крыма, Иловайска… Почему применили тогда лишь закон об антитеррористической операции? Что дает введение этого положения сейчас для укрепления экономической, военной, дипломатической и информационной мощи Украины как государства?

Зато сейчас, в преддверии президентских выборов, когда очень напряженная социально-экономическая ситуация внутри страны, с потерей управляемости на примере перекрытия границы "евробляхерами", это будет выглядеть как попытка атаки на демократию внутри страны.

26 ноября 2018 года, Киев, Верховная Рада. Выступление Петра Порошенко перед голосованием в парламенте за указ президента Украины о введении на 30 дней военного положения в 10 областях Украины. Проект постановления поддержали 276 народных депутатов. Фото: president.gov.ua

Обратите внимание на аргументацию власти о необходимости введения военного положения именно сейчас. Ведь эти доводы реально дают возможность ограничить права граждан и, теоретически, отсрочить выборы. Боюсь, что у многих друзей Украины даже на Западе появится мнение, что действующее военно-политическое руководство Украины пытается использовать инцидент в Черном море, который был абсолютно предсказуем, для своих внутриполитических целей.

– В Администрации Президента не дураки сидят, думаю, они просчитывали возможные обвинения в попытке отсрочить выборы на фоне низких рейтингов власти и ее основного кандидата.

– К сожалению, не могу согласиться с вашим мнением, будто там сидят компетентные люди. Если бы рядом с главнокомандующим действительно были умные и компетентные люди, они бы посоветовали прислушаться к специалистам, прежде чем вводить военное положение.

Главное качество настоящего политика – стратегическое видение, прогнозирование последствий любых государственных решений и подбор профессиональных кадров во всех направлениях государственной деятельности: экономическом, военном, дипломатическом и информационном. Не вижу пока у нас наверху таких специалистов, которые могли бы давать компетентные советы, определять стратегию и прогнозировать последствия государственных решений.

Например, не понимаю, почему профессиональный украинский адмирал Игорь Кабаненко до сих пор не привлечен к работе в руководстве ВМФ Украины? Почему настоящий опытный профессионал генерал армии Виталий Радецкий, блестяще знающий театр военных действий и реальные деловые качества высшего командного состава, до сих пор не является главным военным советником президента? Скажут – возраст? Так американский министр обороны тоже полный генерал примерно такого же возраста… Не понимаю, как на пятый год войны у нас в военных советниках люди, не имеющие ни соответствующего образования, ни профессионального опыта?

Заседание СНБО, указ президента, внеочередное собрание парламента больше смахивает на политическое пиар-шоу для внутреннего потребления

– Если столкновения в Черном и Азовском морях были прогнозируемы задолго до инцидента 25 ноября, если мы не исключаем возможность, что это лишь повод отсрочить выборы, почему военное положение хотят ввести именно сейчас, а не ближе к дате выборов?

– Меньше всего хочется заниматься гаданием на кофейной гуще и искать ответ, почему именно сейчас так настаивают на введении военного положении и что на самом деле стало причиной столь недальновидных решений. Я сужу по результату, а результат устрашающий, потому что усиливает напряжение внутри Украины, дает козырь в информационной пропаганде противника на Западе и сбивает с толку наших международных партнеров.

Вспомните многочисленные заявления британского военного эксперта Глена Гранта, который давно прогнозировал подобные события в Черном и Азовском морях. Не просто прогнозировал, а прямо указывал: у Украины нет стратегии и внятной политики не только в Черноморском регионе, но и в реформировании армии и флота в целом, а это опасно.

Наш флот по-настоящему не укреплялся, мобильные стратегические резервы Вооруженных сил, в случае окружения фланговыми ударами нашей армии на востоке, под вопросом… У того же российского флота есть крылатые ракеты, как и у ВВС России есть стратегические бомбардировщики с крылатыми ракетами с дальностью пуска 3,5 км. Неужели наш "москитный флот" может серьезно противостоять этому?

И нынешняя ситуация была абсолютно прогнозируема, когда на Азовское море послали военные катера. Извините, но катера, даже военные, эффективны не на море, а в речных флотилиях. Подобные катера при двух-трех баллах морской волны могут пойти на дно и без атаки со стороны противника. И если вы направляете эти катера демонстративным походом из Одессы в Мариуполь, значит, должны были просчитать и ответные действия России, и реальную угрозу для жизни наших ребят, которых посылаете на подобное задание.

"Есть мысли еб...шить военные, а не буксир. Они тогда точно остановятся". Генштаб ВСУ выложил запись телефонных разговоров, которые вели российские военные после тарана буксира "Яны Капу" украинских ВМС. Согласно переговорам, экипаж пограничного сторожевого корабля получил команду уничтожить все три украинских корабля. Видео: General Staff of the Armed Forces of Ukraine / YouTube

И заседание СНБО, и указ президента, и внеочередное собрание парламента – все, что мы наблюдаем сейчас, – для меня как военного человека, к сожалению, тоже больше смахивает на политическое пиар-шоу для внутреннего потребления. Пиар-шоу вместо реального решения проблем, а именно построения мощной армии и привлечения настоящих профессионалов, а не лояльных власти людей, к ее управлению.

– Все равно не понимаю, вы предлагаете вообще никак не реагировать на захват украинских кораблей?

– Я предлагаю осознать, наконец, на пятый год войны, что у государства есть всего лишь четыре основных элемента государственной силы для реакции на угрозы – экономическая, военная, политико-дипломатическая и информационная. Именно эти силы и надо, соответственно внешней угрозе, использовать в выгодной нам комбинации для отстаивания своих интересов и обеспечения внешней и внутренней безопасности.

Еще предлагаю называть вещи своими именами, в том числе на государственном уровне. С 2014 года против Украины развязана полноценная война. Мы подверглись агрессии мощной военной державы (с ядерным оружием и сильной армией), экономический потенциал которой во много раз превосходит наш. То есть в военном и экономическом плане мы намного слабее противника. И пока не поднимем свой экономический и военный потенциал на соответствующий уровень, чем необходимо и денно и нощно заниматься, надо использовать для активного противодействия два оставшихся направления, где можем и должны эффективно отвечать агрессору. Я говорю про политико-дипломатический и информационный фронт.

И дипломатия, и война – это искусство, которым должны заниматься компетентные люди. Вы же не возьмете человека с улицы, не наденете на него белый халат и не допустите его к хирургической операции? Точно так же в управлении государством, особенно в военном и дипломатическом корпусе, не может быть людей без соответствующего образования, опыта и профессиональной, кадровой биографии за плечами.

К слову, Россия уже вовсю задействовала четвертую силу – информационную. Кремль использует кадры с тараном украинских катеров как для внутреннего, так и для внешнего потребления. Например, внутри России Кремль – для поднятия рейтингов власти и очередной волны ура-патриотизма – пытается представить "постмайдановскую" Украину как слабое, безвольное, неадекватное и неуправляемое "недогосударство".

Задача №1 Кремля была, есть и будет – раскол Европы

– Почему Москва пошла на эскалацию конфликта, нарываясь на очередной виток западных санкций?

– Кремль давно и небезосновательно убежден, что у него нет серьезных противников в западной Европе. Задача №1 Кремля была, есть и будет – раскол Европы. Почитайте записи бесед Бориса Ельцина с Билла Клинтона с 1996-го по 1999-й, которые недавно рассекретил Национальный архив США. В этих беседах Ельцин прямо говорит Клинтону: "Отдай Европу России".

Более того, Россия уже на законодательном уровне начала процесс пересмотра возможности превентивного ядерного удара. Кремль откровенно запугивает Европу, а Европа не хочет воевать с Россией, которая обладает ядерным оружием.

– Но ведь есть США, чья риторика и действия даже при нынешнем лояльном Кремлю президенте намного жестче, чем в Европе. И санкции намного эффективнее.

– Кремль прекрасно понимает, что президент США Дональд Трамп хочет дружить с Россией даже вопреки Конгрессу. Что касается санкций, РФ активно работает над их снятием. В той же Европе есть пятая колонна Москвы, даже целые страны, которые активно выступают за снятие санкций против России. И в случае с инцидентом в Черном море, не сомневайтесь, российская пятая колонна в Европе найдет тысячу аргументов оправдать Кремль: мол, украинские корабли вовремя не предупредили, вовремя не пришли, вовремя не подчинились, нарушили "нашу морскую границу" и так далее. Уже сейчас некоторые итальянские и британские газеты говорят о "спорном морском пространстве, где произошел инцидент".

Сейчас вся информационная машина Кремля, весь пропагандистский ресурс будет направлен на то, чтобы ложью, манипуляциями и белым информационным шумом нивелировать на Западе информацию о захвате украинских кораблей в Черном море.

Разумно ли то, что сейчас делает Россия? Нет, это полное безумие! Да, тактически власть Кремля внутри страны временно выиграла, получив необходимую для себя картинку для внутреннего и внешнего потребления: мол, вот какие мы мощные и какие слабые украинцы. Но это сиюминутная победа, стратегически Россия проигрывает. Ведь и в России нет никаких качественных реформ политической и экономической систем. Санкции все равно работают, экономическое положение не улучшается, коррупция в стране не падает, а усиливается, госаппарат загнивает.

Рано или поздно холодильник в России обязательно победит телевизор. Правда, нам от этого не должно быть легче. Ведь нам мало чем есть похвастаться тоже в успехе наших реформ в построении настоящей демократии и мощной социально ориентированной экономики. Пока наблюдаем политическую некомпетентность стратегического уровня с обеих сторон…

– Вы сейчас о чем конкретно?

– О том, что Украине надо было не катера направлять в Черное и Азовское моря, меряясь с ВМС России силой, а быть проактивной на дипломатическом и информационном направлениях. О том, что нам давно надо было денонсировать Договор между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 года, потому что он, после аннексии Крыма, не отвечает национальным интересам Украины.

Это был вынужденный договор, чтобы выйти из ситуации конфронтации вокруг острова Тузла. Это была политическая уступка, которая стабилизировала тогда ситуацию, да и Россию в то время никто не рассматривал как будущего военного противника. Нам нужно немедленно выходить из этого договора и идти под международно-правовую защиту Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года. В этой конвенции есть все механизмы защиты наших интересов на международном уровне, в частности:

  • обеспечение четкой регламентации границ и режима территориального моря (12 морских миль), воздушных пространств над территориальным морем в соответствии с положением конвенции;
  • установление режима прилегающей зоны (24 морские мили), исключительной экономической зоны и континентального шельфа, правил защиты и сохранения морской среды;
  • обеспечение международной процедуры урегулирования споров и механизм правовой ответственности в соответствии с положениями конвенции. Положения конвенции обязательны для России как стороны, ратифицировавшей конвенцию;
  • возможность заходить в Азовское море военным кораблям союзных государств, а значит, усиление безопасности и обороноспособности Украины. (Сейчас, согласно договору, если военные корабли западных союзников Украины захотят войти в Азовское море, им придется согласовывать это с РФ. Конвенция гарантирует беспрепятственное прохождение через проливы военных кораблей третьих государств).
Наверху, похоже, опять чересчур озабочены предстоящими выборами, а не государством и его перспективами

Мы на пятый год войны так и не удосужились задействовать все международные механизмы давления на Россию. Не удосужились активно действовать в международных судах. До сих пор не подняли перед черноморскими государствами вопрос о возможном закрытии проливов для военных кораблей РФ как государства-агрессора в Черном море. А ведь это все дипломатические площадки для реального давления на Кремль и перевеса мирового общественного мнения в пользу Украины. Или вы думаете, что это должен инициировать и делать кто-то за нас? Думаете, на Западе все каждое утро встают с мыслью об Украине? Нет, у них своих проблем полно.

– Что вы предлагаете делать рядовым украинцам с гражданским темпераментом в условиях, когда страной правит та элита, которая правит, а Запад продолжает выражать "глубокую озабоченность"?

– Готовиться к выборам. Проявлять гражданскую активность и инициативу, убеждать оставшихся в стране аполитичных профессионалов выдвигать свои кандидатуры на президентских и парламентских выборах.

Надо, наконец, на 28-м году независимости понять: из ничего и будет ничего. Чтобы в руководстве государства появились сильные профессионалы, этих сильных профессионалов нужно избирать, а не опять поддаваться политической рекламе и опять брать кота в мешке или псевдополитиков с красивой популистской риторикой.