Сытника обвинили в разглашении гостайны, Луценко – в незаконном обогащении. Почему НАБУ завело дело на Луценко, а ГПУ – на Сытника. Подробности
Национальное антикоррупционное бюро и Генпрокуратура Украины "обменялись" уголовными производствами: ГПУ открыла дело против директора НАБУ Артема Сытника, антикоррупционное бюро – против генпрокурора Юрия Луценко. "ГОРДОН" коротко рассказывает, в чем суть претензий к руководителям правоохранительных органов.
Дело против Сытника
16 ноября издание INSIDER со ссылкой на источник в Генпрокуратуре сообщило, что в отношении директора НАБУ Артема Сытника открыто уголовное производство по подозрению в разглашении государственной тайны. Пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган заявила "Украинской правде", что дело открыто по обращению народного депутата из фракции "Народный фронт" Елены Масориной и Ирины Нимец, жены бывшего военного прокурора сил АТО Константина Кулика, которого НАБУ подозревает в незаконном обогащении.
Масорина утверждает, что Сытник летом 2017 года дал группе журналистов неофициальное интервью, во время которого раскрыл обстоятельства и подробности досудебного расследования в ряде резонансных уголовных производств. Запись предположительного разговора Сытника с журналистами 13 ноября обнародовал сайт "Обозреватель". На ней мужчина, с голосом, похожим на голос директора НАБУ, зачитывает фрагмент стенограммы телефонного разговора Нимец с подругой:
– …меня достали, честно, Оксана. Телефоны постоянно все прослушиваются, ездят за мной. Что они хотят во мне увидеть? Я не знаю что. Что они там ищут, эти дебилы, на этом? Уже просто за…бали, честно, эти допросы! Вот сейчас, с минуты на минуту, может быть обыск.
– Так а ты тут при чем?!
– Ну, они с меня миллионершу сделали. Теперь ищут, где я взяла свои миллионы.
– Ты им скажи, что заработала другим путем. Скажи, что этот путь не запрещен.
– Они не верят. А если мне подарили, я должна была заплатить налог с подарка.
– Натурой?!
– Налог с подарка. За это тоже платится. Если даже насосала, все равно плати налог. Поэтому как оно для нас всех закончится, очень сложно угадать.
Коллега Масориной по фракции Антон Геращенко 15 ноября писал в Facebook, что если на записи действительно голос Сытника, то он должен быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 328, 365 и 387 Уголовного кодекса Украины "за разглашение материалов прослушивания телефона без соблюдения установленной законом процедуры, превышение служебных полномочий, выразившихся в обнародовании материалов прослушивания телефона посторонним лицам, и разглашение данных досудебного следствия в собственных PR-интересах".
По данным "Украинской правды", сведения по факту разглашения информации, которая может представлять государственную тайну, внесены в Единый реестр досудебных расследований 16 ноября.
Сам Сытник эти обвинения пока не комментировал. По имеющейся информации, он находится в командировке в Португалии.
Дело против Луценко
17 ноября спикер Национального антикоррупционного бюро Светлана Олифира сообщила, что 30 октября по предписанию суда НАБУ открыло уголовное производство по факту возможного незаконного обогащения генпрокурора Юрия Луценко. По ее словам, в этом деле никому о подозрении пока не сообщали. Никаких других деталей об уголовном производстве она не привела.
Сам Луценко на брифинге сказал, что производство открыли из-за того, что он не внес в декларацию информацию о покупке двух парковочных мест его сыном.
"Луценко и его жена не должны показывать в декларации два паркоместа, которые приобрел мой сын, которому 28 лет и он проживает отдельно от нашей семьи. Ни одним законом не предусмотрено показывать в моей декларации его расходы или операции, подлежащие декларированию", – сказал генпрокурор.
При этом бывший заместитель генпрокурора Украины Ренат Кузьмин заявил, что производство открыто по его заявлению.
"Я не удивлен, что владелец золотой лопаты, который обвиняется прокуратурой в разворовывании 1,2 млн грн государственных средств и скрывается на территории России, написал на меня заявление. Это логично, с его точки зрения. Нелогично говорить о составе преступления", – отметил на брифинге Юрий Луценко.
В НАБУ изданию INSIDER подчеркнули, что Кузьмин "забрасывает" ведомство подобными обращениями, и когда ему отказывают, подает иск в суд, который и обязывает бюро начать производство.
Причины и последствия
Председатель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин 14 ноября, еще до того, как против Сытника Генпрокуратура открыла уголовное производство, в эфире телеканала ZIK высказал мнение, что атака на Национальное антикоррупционное бюро началась после задержания сына министра внутренних дел Александра Авакова.
"Все эти неадекватные заявления и потоки лжи на антикоррупционное бюро начали литься особенно сильно после одного простого события – задержания сына Арсена Авакова. После этого события "Народный фронт" консолидировался, и все их медиаплощадки, все их спикеры начали обвинять антикоррупционное бюро во всех возможных и невозможных грехах", – так он прокомментировал конфликт НАБУ и Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции.
Народный депутат от Блока Порошенко Сергей Лещенко уверен, что "старые коррупционные элиты" атакуют НАБУ, так как бюро "занимается расследованиями без оглядки на фамилии, должности и партийную принадлежность". "Чем ближе к выборам, тем сильнее будут нападки на НАБУ. Для Порошенко опасно входить в избирательную кампанию, не контролируя бюро. У него просто не будет гарантий, что во время предвыборной гонки НАБУ не откроет очередное дело против кого-то из высокопоставленных коррупционеров. А это может негативно отразиться на всей его избирательной кампании", – заявил он в комментарии изданию "ГОРДОН".
Лариса Сарган выразила надежду, что точку в противостоянии ведомств поставит Верховная Рада. О причинах конфликта она не сказала, но намекнула, что его инициатор – антикоррупционное бюро.
"Насколько я знаю, было предложение от народных депутатов созвать совместное заседание двух комитетов – по правоохранительной деятельности и антикоррупционного комитета, – чтобы с участием руководителей всех правоохранительных органов прояснить ситуацию, которая сложилась. Хотелось бы, чтобы в этом разобрались народные депутаты и наконец поставили точку в войне, объявленной одним правоохранительным органом против остальных", – отметила она, добавив, что такое противостояние "приводит к дестабилизации в стране".
В прошлом году НАБУ и Генпрокуратура уже конфликтовали: ГПУ тогда провела обыск в офисе бюро, обвинив детективов в проведении незаконных следственных действий, и задержала двух сотрудников антикоррупционного ведомства. И Луценко, и Сытник тогда говорили, что никакого противостояния между правоохранительными органами нет.