Попробуем разобраться с пенсионной реформой Гройсмана, которую вчера утвердил Кабмин.
Премьер в своем выступлении акцентировал внимание на несправедливости и разбалансированности сегодняшней пенсионной системы: те, кто вышли на пенсию раньше, за ту же выслугу и труд получают меньше, минимальная пенсия равна лишь половине прожиточного минимума, размер пенсии не зависит от заработка, но действует куча пенсионных привилегий. Вследствие этого 25% занятого населения избегают уплаты единого социального взноса (ЕСВ), а дефицит Пенсионного фонда достиг 140 млрд грн – половины всей суммы на выплату пенсий. То есть система несправедлива и неэффективна. Это была констатация актуального состояния.
Судя по всему, реформу планируют не по "конфискационному типу", когда сокращают количество получателей выплат, урезают их размер и пенсионный возраст четко растет. Основная ресурсная база реформы лежит вне пенсионной системы – в сфере оплаты труда, детенизации бизнеса. А основные меры по реформированию предусматривают введение регулярной системы индексации (обновления) пенсий, привязки не столько к возрасту, сколько к страховому стажу, вывод из Пенсионного фонда тех платежей, которые не покрывают страховые выплаты, фактическая ликвидация такого явления, как специальные пенсии (здесь будет наибольшее сопротивление) и тому подобное.
Среди запланированных мер первым идет осовременивание пенсий. В прошлый раз его проводили еще в 2012 году, но по показателям 2007-го. В зависимости от года назначения, пенсии отличаются в 2,5 раза. Осовременивание, то есть приведение старых пенсий к сегодняшним критериям, должно произойти с 1 октября. Насколько понимаю, новые пенсии будут выплачивать с 1 октября (вместо 1 декабря, когда по бюджету собирались пересматривать социальные стандарты). Правительство прогнозирует такой рост для 5,6 млн пенсионеров: 1,3 млн человек – повышение до 200 гривен; 1,2 млн – повышение от 200 до 500 гривен; 2 млн добавят 500–1000 гривен; более 1,1 млн – более 1000 гривен повышения. Дальнейшие индексации предусмотрено делать ежегодно.
С 1 октября минимальная пенсия вырастет до 1373 гривен. В целом, по словам премьера, пенсии вырастут для 9 млн пенсионеров из 11,9 млн.
В проекте закона предусмотрена отмена фактического налогообложения пенсий работающих пенсионеров. Таких сегодня 2,3 млн, из них у 494 тыс. сейчас пенсии снижаются. Повышение пенсионного возраста напрямую не выписывают, зато устанавливают требования относительно трудового стажа. С 1 января 2018 года пенсию по возрасту 60 лет будут назначать при наличии 25 лет страхового стажа. Каждые 12 месяцев требование к размеру страхового стажа будут увеличивать на 1 год. И в 2028 году, чтобы получить пенсию по возрасту, необходимо будет иметь 35 лет страхового стажа. Если у 60-летнего лица не будет указанной продолжительности страхового стажа, человек имеет право выбрать – доработать необходимое количество лет или купить нужную продолжительность страхового стажа.
Еще один пункт – планы освободить Пенсионный фонд от несвойственных выплат. Сегодня расходы ПФ на выплату страховых пенсий – 75% от всех выплат. Остальное – другие виды специальных пенсий и социальных доплат. То есть солидарную страховую систему хотят освободить от всех выплат, которые не обеспечивает поступление страховых взносов. Эти выплаты могут осуществлять из госбюджета. То есть – хотят депутаты себе или судьям ввести дополнительные пенсионные надбавки – должны прописывать это отдельной строкой в бюджете и потом долго всем объяснять, для чего это нужно, а не, как теперь, прятать эти немалые суммы в глубоко разбалансированном ПФ.
Отдельная ситуация с нынешними специальными пенсиями. Их ввело пенсионное законодательство, а специальные законы совершенно ему противоречат. Однако именно такие пенсии наиболее защищены от выделения средств из ПФ. Категорий получателей спецпенсий сейчас довольно много: это и депутаты, госслужащие, судьи, прокуроры, другие силовики, и также ученые, врачи, учителя... Думаю, что здесь будут наибольшие протесты.
И представители первой части списка будут протестовать больше, но прикрываясь второй частью. Теперь специальная система начисления пенсий является как бы компенсацией за низкие зарплаты, хотя на самом деле она лишь углубляет социальную несправедливость. Логика такая: повышать зарплаты, увеличивать соответственно ЕСВ и размер пенсии именно таким путем. Рост зарплат в этих категориях происходит (хотя не везде пропорционально), поэтому с 1 января 2018 планируют отменить спецпенсии, кроме пенсии за выслугу лет военнослужащим.
Изменения предусмотрены и в части пенсий за особо вредные условия производства. В первую очередь планируют пересматривать соответствующие списки профессий, потому что слишком много реальных конторских получают именно такие выплаты. Нынешняя система – предприятия возмещают Пенсионному фонду дополнительные суммы на повышенные пенсии, а ПФ платит таким пенсионерам из общей кассы. Все было бы нормально, если бы система возмещений предприятиями не развалилась – задолженность уже достигла 10 миллиардов гривен и продолжает расти. Новая система – это повышение для предприятий размера ЕСВ: по списку 1 – доплата 15%, другие вредные производства – доплата ЕСВ 7%. Наращивать задолженность становится невозможным и возникает стимул улучшать условия труда. Дополнительные взносы ЕСВ по младше 35 лет с 1 января 2019 года будут накапливаться на их индивидуальных пенсионных счетах. В этой системе также должен корректироваться источник выплат досрочных пенсий.
Еще во время перерасчета пенсий предлагают применять процент стоимости одного года страхового стажа: 1 вместо 1,35. Аргументируют тем, что со времени введения в 2008 году 1,35 никогда полноценно не применяли для всех пенсионеров. Это должно сделать реалистичным пересмотр пенсий, а в то же время Гройсман обещает параллельно со снижением коэффициента повысить размер средней заработной платы, применяемый при исчислении пенсий. Для новых и старых пенсионеров он сравняется и составит 3764,40 гривен.
Ожидают, что закон и изменения в системе оплаты труда дадут возможность не только провести осовременивание несправедливых устаревших пенсий, но и сократить дефицит ПФ вплоть до полного его сбалансирования. Расчеты, которые показывал Гройсман, казались корректными, хотя они очень зависят от внепенсионных факторов: роста экономики, борьбы с коррупцией и упорядочения ситуации в сфере оплаты труда и уплаты налогов. Задача – выйти на соотношение взносов и полученных пенсий 1:1.
Расчет стоимости реформы подали в таких цифрах: в 2017-м – 11 млрд нужно на осовременивание пенсий, а еще более 800 млн на ускорение начала новых выплат; на 2018-й планируют сумму 30,6 млрд, но на столько же предполагают рост пенсионного фонда. Премьер прогнозировал возможность больших поступлений, которые могут пойти на покрытие дефицита ПФ.
Это где-то такой первичный анализ предложений по пенсионной реформе в части солидарной системы. Нормальное решение проблемы пенсионного обеспечения возможно только при окончательном внедрении трехуровневой пенсионной системы, но все равно доля солидарной, по крайней мере сначала, будет составлять до 70% всего объема выплат, поэтому основная задача нового закона – упорядочить ее. Основные страхи, как непременное и значительное повышение пенсионного возраста или налогообложение работающих пенсионеров, закон не вводит. Можно ли новую систему назвать совсем "бархатной"? Очевидно, что нет, поскольку будут категории, которые сочтут себя оскорбленными, особенно среди получателей высоких пенсий. Тоже возмущение будет звучать в целых отраслях, где действовали специальные пенсионные правила, а разницу покрывали из "общего котла" ПФ.
Я не считаю себя хорошим специалистом в социальной политике, а особенно в пенсионной тематике, но и мне ясно, что определенные резкие изменения неизбежны. И они точно не могут всем понравиться. Но нет ничего страшнее, чем иллюзия теплой ванны. Нам уже пытались ее имитировать в медицине. Конечно! У нас же Конституция гарантирует бесплатное здравоохранение! Никакой страховой медицины – зачем платить какие-то взносы, зачем напрягать работодателей, если за все должно заплатить государство. Что имеем в результате? Бесплатная медицина все-таки сохранилась, но для депутатов, высших госслужащих, а не для остальных граждан. Социальный популизм в медицинской сфере ежегодно уносит жизни тысяч людей и лишает здоровья миллионы.
С пенсиями все аналогично. Даже значительно хуже. Кто-то задумывался, откуда покрыли основную часть дефицита ПФ в размере 140 млрд? С реформы оплаты ЖКХ и закрытия схем Онищенко, Тимошенко и кучи других "борцов за судьбу трудового народа". Дотация прошлых лет на "Нафтогаз України" составила более 100 млрд грн, а теперь он уже приносит доход государству. А теперь представьте себе, что крикуны-популисты год назад победили бы и ликвидация схем и дефицита топливно-энергетической отрасли не затронула бы. Не было бы больше в стране ресурса на ПФ. Уже в этом году вся система пенсионного обеспечения могла развалиться. Поэтому прятать голову в песок или мечтать о "теплой ванне" не стоит – она слишком быстро замерзает.
Источник: Тарас Чорновил / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора