Мы хотим, чтобы Россия развалилась и перестала быть империей. Для этого нам нужна гражданская война. Пока, к сожалению, базовый сценарий не говорит нам о том, что в обозримом будущем это будет. Однако мы надеемся. И ключ для этого – в экономике.
Почему ключ в экономике? Потому что нам нужно, чтобы одни люди в России возненавидели других. Лучше всего это может произойти по линии фашистов против мусульман. Уже сейчас есть предпосылки. Тем более что и тех, и других в России много. С одной стороны, многотысячные марши тех же фашистов, как недавно было в Питере. С другой – бороды Кадырова, которые бегают даже по Москве с автоматами. Но пока эти две группы не сталкиваются. Они, может, и ненавидят друг друга, однако не накопилось критической массы ненависти. Недостаточно в России пока активных фашистов.
Что формирует ненависть к людям, отличающимся от тебя? Кризис. Экономический кризис. Подъем Гитлера произошел на фоне беспрецедентного экономического упадка в Германии. Людям плохо, люди начинают искать виновного. И легче всего найти виновных в "иных". Тогда это были евреи. Сейчас, после COVID-19 и нескольких лет крупной инфляции, в Европе произошла вспышка популярности ультраправых. И ненависти к мигрантам, которую активно разжигает российская пропаганда и ее полезные идиоты, такие как Илон Маск. Это не мигрантов стало как-то значительно больше или они начали вести себя иначе. Нет. Это люди в Европе стали жить хуже, уровень жизни упал на фоне инфляции и возникло желание найти виновных. И вот вам ответят – мигранты. К счастью, падение уровня жизни сейчас не сравнимо с кризисом, после которого к власти пришел Гитлер. Поэтому, собственно, и уровень поддержки фашистов в Европе пока ограничен. Причем, чем беднее регион, тем меньше там мигрантов и тем больше там любят ультраправых. Типичный пример – Восточная Германия. Мигранты туда не очень-то едут. А ультраправые выигрывают именно там. На заявлениях о страшных мигрантах. А там, где мигрантов много, там почему-то ультраправые непопулярны.
Та же история в США. Есть богатые демократические штаты. Куда и едут мигранты. И есть бедные республиканские штаты, где власть пугает людей мигрантами. И мигранты туда не едут. А поскольку экономический рост зависит от имеющихся трудовых ресурсов, то штаты с мигрантами показывают динамичный экономический рост. А штаты без мигрантов падают на уровне жизни. И продолжают повышать градус своей ненависти к мигрантам. Ибо кто-то должен быть виноват, что уровень жизни падает. А тут еще в Twitter пишут, что это мигранты, которые могут и твоего кота съесть.
Таким образом, чтобы ненависть в России созрела до уровня "убивать друг друга" с текущего уровня бытового шовинизма, требуется экономическое падение. Оно станет нужным, но не достаточным условием гражданской войны в России.
Как может быть спровоцировано это падение? Быстрый путь – это, конечно, дешевая нефть. Тогда все было бы просто. Но для этого нужен мировой финансовый кризис. Или, по крайней мере, кризис в Китае. Это возможно, но пока не базовый сценарий.
Второй сценарий – эффект санкций и войны. Россия двигается по нему, но пока медленно. Однако двигается. На прошлой неделе Центральный банк России снова повысил учетную ставку до 19% (в Украине между тем 13%). Они пытаются побороть инфляцию. Которая пока совсем не галопирует, но уже начинает выходить из-под контроля на фоне гигантских расходов, связанных с войной. А именно инфляция в Европе стала вспомогательным фактором роста популярности местных фашистов. Поэтому Россия движется в верном направлении.
Сможет ли Центральный банк остановить это продвижение и взять инфляцию под контроль, зажимая экономику и лишая ее денег? Парадокс состоит в том, что их действия по борьбе с инфляцией не влияют на основную причину инфляции. На военные расходы, которые и разгоняют цены. Однако это сказывается на нормальной экономике, не связанной с ведением войны. Которая и так страдает от санкций. И, к удивлению, стала страдать сильнее. Вторичные санкции из 14-го пакета оказались эффективными и существенно подкосили экономику России. Поэтому есть надежда, что Центральный банк не справится со своей задачей. И сползание России до кризиса продолжится. Что будет мотивировать Путина отказаться от ультиматумов и согласиться на настоящие переговоры. Потому что он, разгоняя фашизм по всей Европе, отлично понимает, откуда он берется. И что может угрожать лично его власти.
Успеет ли Путин остановить войну до того момента, пока ситуация в экономике не пройдет точки невозврата и не запустит дестабилизирующие сценарии внутри России? Кто его знает. Мы этого не знаем. И мы не можем знать. Как не можем предположить, не усилится ли внутренний кризис в России каким-нибудь "черным лебедем", который прилетит из Китая и обрушит цены на нефть. И тогда ни о каком контроле уже не будет идти речи.
Однако экономика – это единственный ключ к распаду России. Как она, именно экономика, развалила СССР. Какой урок для Украины? Помнить этот замкнутый круг бедности и ненависти. Мы будем нуждаться в мигрантах после войны. Для экономического роста. Наша демография ужасна. Без мигрантов не будет существенного роста, не будет денег для пенсий и социалки. Но если мы дадим ненависти и расизму доминировать, то мигранты не появятся. Мы будем становиться беднее. И еще больше ненавидеть мигрантов, которых даже в глаза никогда не видела большая часть населения. Это точно не об истории успеха.
Источник: Sergey Fursa / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора