Чудеса православные, или Битва патриархов.
Итак, патриарх Филарет заявил, что УПЦ КП существует (хотя первым поставил подпись под протоколом объединительного собора, решением которого на месте УАПЦ и УПЦ КП создавалась ПЦУ в статусе митрополии Вселенского патриархата).
Более того, он допустил раскол ПЦУ и восстановление "патриархата". Забавно, если учесть, что на сайте АП награждение господина Денисенко званием Героя Украины обосновано так: "Звания "Герой Украины" Филарет удостоен за выдающуюся историческую роль в становлении независимой Православной церкви Украины, деятельность, направленную на возрождение духовности украинского народа, подъем авторитета православия, утверждение идеалов милосердия и межконфессионального согласия." Последние два слова в свете последних заявлений Филарета выглядят забавно.
Но, с другой стороны, для меня это не новость. Говоря о необходимости решения церковного вопроса еще с 2015 года (когда слово томос украинские журналисты даже в кошмарных снах услышать не могли), я постоянно указывал на основную проблему – жажда власти отдельных иерархов.
В нашем случае так и получилось, причем не раз. Напомню, УПЦ КП и УАПЦ могли бы объединиться еще в 2015 году – был даже подписан соответствующий документ, заверенный посланниками Вселенского патриархата. Была назначена дата собора. Но мероприятие не произошло в связи с игрой за "посты" (не путать с церковным постом). УПЦ КП устами Филарета обвинила УАПЦ в получении "указаний из Москвы".
Можно было бы поверить, но в 2018 году было несколько заявлений данного лидера. И о патриархии, и об объединении путем присоединения УАПЦ, и о своем лидерстве в новой церкви.
Одним словом, готовность идти на компромиссы была чрезвычайно мала. Дошло до того, что даже проект устава ПЦУ был директивно прислан из Турции – на месте формулировкам мешала позиция "ни шагу назад" одного из участников процесса.
Спас ситуацию формальный компромисс – введение звания "почетный патриарх" (хотя для всего мира, с точки зрения канонов церкви, учитывая восстановление митрополии, он – бывший митрополит Киевский) и кандидатура Епифания, которого считали креатурой Филарета.
Да вот "беда" – митрополит Епифаний всерьез решил отстраивать структуры новой церкви и управлять ею по нормам, записанным в уставе. Теневое влияние почетного патриарха в данном документе не прописано.
И на этом мы получаем забавную ситуацию. Человек, который руководил одной из церквей, создавших ПЦУ, готов пойти на раскол еще не до конца оформленной церкви.
Может, случился в ПЦУ отход от канонов? Может, впадение в ересь? Нет, вся суть в одном слове "патриарх" и вопросе, кого будут им называть. Забавно. И неприятно. Более того, напряженность в церковных вопросах – последнее, что нужно сегодня Украине.
С другой стороны, забавно будет наблюдать за реакцией товарищей, которые в начале 2019 года постили как под копирку написанные тексты с благодарностью Филарету, упоминая его, а не [бывшего главу УАПЦ] Макария и остальных как основной двигатель в создании ПЦУ.
Одним словом, весело будет.
Источник: Ігар Тышкевіч / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора