Государственный долг Украины тем временем достиг $133 млрд. Хотел написать: "Что вплотную приблизило отношение долга к ВВП к критической отметке в 100% валового продукта". Но вовремя остановился.
Для расчета индикатора долговой нагрузки через ВВП необходимо знать обменный курс. При фиксированном курсе на уровне 36,6 наш ВВП в текущем году может достичь 6 трлн грн, или $163 млрд. Если взять курс 40 – получим $150 млрд.
Но все это очень условно. Реальность увидим после войны, когда отменят валютные ограничения, введут плавающий курс. И когда исчезнет фактор военного бюджета и внешней помощи.
В любом случае фактор госдолга станет одним из факторов невозможности нашего быстрого роста после войны. А за восстановление ВВП придется еще и платить кредиторам бонусы за рост по ВВП-варрантам "имени Яресько".
И проблему госдолга изо всех сил тянут сквозь время войны, втягивая ее в период послевоенного восстановления, когда уже никто не позволит вести диалог с кредиторами о списании долга. Украина к тому времени выпадет из фокуса международного внимания, как это уже происходило в конце 2015 года. И рассчитывать на преференции в данном вопросе будет нереально.
По сути, 2023 год и первая половина 2024-го – и есть наше окно возможностей по списанию долга.
В общем, недолго нашему Минфину осталось держать этот редут для нескольких фондов-ястребов. Кое-кому воздастся...
Источник: Алексей Кущ / Facebook