$41.28 €43.46
menu closed
menu open
weather -1 Киев
languages
Леонид Швец
ЛЕОНИД ШВЕЦ

Украинский журналист, политический обозреватель

Все материалы автора
Все материалы автора

Главный итог созвона Байдена с Путиным – никаких разговоров на равных больше не будет, поскольку никаких равных нет

Видеосаммит Байдена и Путина имеет примечательные особенности, которые указывают на качественное изменение отношений США и России, а также шире, Запада, прочего мира и России.

Путин готовился к встрече в привычном и комфортном для себя формате обсуждения двумя влиятельными мировыми лидерами, утомленными мудрецами, навалившихся на них стратегических проблем, в широком спектре от контроля над вооружениями и кибербезопасности до иранской ядерной сделки и совместной борьбы с коронавирусной пандемией. По ходу выскочил бы и украинский вопрос, но в контексте общей озабоченности системой европейской безопасности: давайте, дескать, что-то с Украиной решать, она постоянно обостряет, мы не можем оставаться в стороне. И с НАТО вот это совсем лишнее. Разумеется, поспорили бы, но наметили бы новые шаги по стабилизации и урегулированию и для дальнейшей совместной конструктивной работы объявили бы о постепенном восстановлении уровня дипломатических отношений. Вот оно, трудное бремя ответственности за судьбы миллионов.

Между тем, совершенно дикий способ ускорения встречи на высшем уровне решительным образом изменил ее характер. Как и весной, но с куда большей интенсивностью для привлечения внимания Вашингтона были задействованы крупные армейские подразделения, у границ Украины выстраивавшиеся в порядки, которые из космоса считывались спутниками-разведчиками: "Позвони мне, позвони!" Дохнуло забытым прошлым, когда борьба с войной грозила ничего не оставить от мира. Тема вполне вероятного российского вторжения в Украину с непредсказуемыми последствиями, когда нельзя будет не реагировать, а как реагировать, совершенно непонятно, заполнила страницы и эфиры мировых СМИ, порядком напугав население и озаботив политиков. В этих условиях неотложной миссией и первоочередной задачей американского президента стало остановить надвигающуюся войну, прочие темы даже близко не стояли рядом по важности.

В результате никакого диалога почтенных мудрецов не могло выйти, как и разговора равных. Когда один собеседник объясняет другому, что игры с войной – это дурная идея, преимущество здравого смысла и этической позиции полностью на его стороне, не говоря уже о том, что Байден в этом случае выступал представителем значительного количества государств и народов, озабоченных опасным поведением России, а Путин представлял лишь самого себя.

К концу 2021 года последовательными усилиями Кремля Европа, Запад и далее везде пришли наконец к выводам, к которым следовало прийти еще в 2014 году, если не в 2008-м: эта Россия способна на любую гадость. Тем, кто верил, что в XXI веке война в Европе немыслима, а то, что случилось в Украине, – случайное недоразумение, пришлось от этой веры отказаться. Возврат к навсегда, казалось, ушедшей на маргинес военной повестке характеризует тех, кто ее все время возвращает, как злобных маргиналов, и требует к ним соответствующего отношения: брезгливой опаски и специальных мер предосторожности. Своего нынешнего испуга Путину не простят.

При этом, по замечанию политического философа Ивана Крастева, Европа, а в ее лице и большой Запад сейчас не ощущают экзистенциальной опасности, исходящей от России, как чувствовали ее от Советского Союза в годы холодной войны. Россия – источник досадных неприятностей, но не угроза существованию. Даже накопленная ею гора оружия и непрерывная агрессивная риторика не заставляют видеть в ней количество зла, которого хватило бы, чтобы остановить налаженную жизнь цивилизации. Никаких разговоров на равных больше не будет, поскольку никаких равных нет. Это и есть главный итог нынешнего видеосозвона Байдена с Путиным.

Источник: "Слово и дело"

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.