Спустя пять лет после начала Майдана сложились свои группы выигравших и проигравших от процесса, запущенного в ноябре 2013 года и вскоре резко пошедшего по нарастающей. Присмотревшись, быстро убеждаешься, что часто это вообще одна и та же группа, к выигравшим нередко ошибочно причисляют себя те, кто позорно проиграл. Еще есть убитые, много убитых. Смерть вроде бы свидетельствует об окончательном проигрыше, но это не всегда так, есть и смерти-победы. Зависит же все по-прежнему от небольшой группы тех, кто упорно отказывается сдаваться.
Как, собственно, и ожидалось, после спада революционной волны на ключевых высотах оказались ушлые ребята, которые знали, что делать с выпавшим на их долю счастьем, и даже начавшаяся война не помешала приумножить количественную составляющую счастья, а кому-то и сильно помогла. Выиграли они в результате? Как сказать. Тотальная самодискредитация украинского правящего класса – один из главных итогов прошедших пяти лет, ценное знание, с которым обязательно нужно что-то делать. Не сказать, что неэлитное качество элиты стало каким-то прозрением, но убогость и наглость оказались все-таки поразительные. Тем более, что Майдан как раз был отчаянным способом выпереть предыдущих, казалось, чемпионов по убогости и наглости. Счет к мародерам и бездарному руководству в военное время особый, и его еще предстоит предъявить.
Выиграли ли те, кто с перепугу перед горящими шинами или просто в расчете на более высокую копейку рванул обниматься с российскими наемниками, контрактниками и срочниками? Жители "народных республик" с нескрываемой завистью смотрят на ушедших под триколор крымчан, те, в свою очередь, так же смотрят на остальную Россию, а Россия уже сама все сильнее сомневается, что тогда что-то выиграла: экстатический приход давно прошел, цена же выходит совсем несуразная.
Украина за эти пять лет привыкла к смерти и вообще весьма опростилась, ценности выживания сильно потеснили высокие мечты. Это страшный откат назад, неизбежный, наверное, в условиях непрерывной войны, которая будто и поутихла, но от того не перестала творить свое подлое дело, подтачивая жизненные силы страны. Откат был бы меньше и не таким болезненным, если бы правящий класс держал планку стоящего перед Украиной исторического выбора и проводил осмысленную политику соответствующего уровня. Не держит и не проводит. Интересы выживания гонят украинцев прочь из страны, и это самый убийственный результат минувшего пятилетия: в то время как многие умерли и продолжают умирать за Украину, другие просто не хотят и не могут тут жить. Те, кто живет, живет больше инерцией, чем перспективой.
Словно в мстительном желании показать, что Майдан потерпел окончательный крах, Путин прислал в Украину кума, и тот нынче влиятельная величина в украинской политике. Однако это как раз свидетельство краха политики и политиков и полной правоты Майдана, который выявил их никчемность, просто вылечить эту беду не смог.
Поставленная тогда задача никуда не делась, только обострилась: чтобы Украину не засосала воронка постсоветского негодяйства, так разгулявшегося на российских просторах и лишающая страну будущего, ею должны управлять совсем другие люди, из теста, не имеющего ничего общего с медведчуками и януковичами. Жалко, что ушло еще пять лет, чтобы в этом убедиться, и впереди еще неизвестно сколько времени, чтобы устранить причину. И это время не бесконечно, в какой-то момент будет просто поздно.
Но даже если Украина, к нашему бесконечному стыду, не выберется, каждый из тех, кто погиб на Грушевского и Институтской, останется победителем. Пули их не остановили, просто перевели в режим вечности.
Источник: "Слово и Дело"
Опубликовано с личного разрешения автора