Юлия Пятецкая
ЮЛИЯ ПЯТЕЦКАЯ

Главный редактор еженедельника "Бульвар Гордона", журналист

Все материалы автора
Все материалы автора

Олимпиада бесконечных соревнований и сравнений прекратится когда-нибудь? Пусть Залужный войдет в историю как украинский генерал, а не "второй Маннергейм" или "третий Кутузов"

Люди, а можно уже перестать все время сравнивать Залужного с Маннергеймом? "Генерал Залужный – это украинский Маннергейм", "Залужный войдет в историю как Маннергейм".

Ну, я понимаю, что уважаемые работники СМИ и блогеры что-то слышали о "линии", благодаря которой Финляндия в 1940 году потеряла только 12% своей территории, а могла потерять больше. Но ведь у Карла Густава была долгая жизнь, он многое успел и вошел в историю не только благодаря полосе фортификационных сооружений, построенной Финляндией на Карельском перешейке в течение 20–30 лет прошлого века на случай войны с СССР.

Карл Густав Маннергейм вообще-то 30 лет верой и сомнительной, по моему мнению, правдой служил российской императорской армии, начинал корнетом в 1887-м, окончил генерал-лейтенантом в 1917-м. Участвовал в различных военных кампаниях, все время чем-то командовал, получил за это кучу вознаграждений и даже входил в свиту его императорского величества.

Ездил в тайные российские миссии и командировки – с разведывательной целью – и экспедиции – с исследовательской. Из "азиатской исследовательской экспедиции", например, привез в Россию много интересного – более 2000 старинных манускриптов из песков Турфана, "1200 предметов, касающихся культуры Китая", "редкое собрание китайских зарисовок из Ланчжоу". После этой экспедиции Карл Густав был взят почетным членом в Российское географическое общество.

Военный человек был, но имел широкий круг интересов и предпочтений, да и традиция – таким образом исследовать чужие земли – в России сохранилась до сих пор. "Древнерусский язык" Карл Густав, в отличие от Путина, не знал ("мы все говорили на общем древнерусском языке"), но Россию очень любил и был ярым монархистом.

Во время Первой мировой войны довольно успешно воевал, конечно, на стороне России, но армия уже начала сыпаться, а у Маннергейма разгулялся ревматизм, поэтому он поехал лечиться в Одессу. Октябрьский переворот встретил в Москве, немного пытался помочь тому, чтобы остановить этот беспорядок и спасти империю, но, увидев, какая вокруг апатия и русофобия, вернулся домой в Финляндию. Где тоже пытался бороться со всей этой социал-демократией, но успеха не имел, проиграл выборы и нарисовался уже на коне, когда советская армия приперлась спасать простой финляндский народ от заглотной власти буржуазных националистов.

Фортификационная полоса Маннергейма, назначенного главнокомандующим, тогда действительно очень помогла, советы отжали немного территорий и ненадолго успокоились. Это была первая финляндская война. А затем началась Вторая мировая, с самого начала которой Маннергейм тесно и плодотворно сотрудничал и дружил с Гитлером, успевшим наградить Карла Густава рыцарскими крестами и дубовыми ветвями за всевозможные заслуги и победы.

Маннергейм когда-то очень любил Петербург, балы, княгинь, будуары, скачки, "ваши кудри, ваши бачки", но сейчас хотел его уже уничтожить, потому что ...бала же жаба гадюку. Финские войска участвовали в блокаде Ленинграда, в финских концлагерях содержались не только бойцы советской армии, но и многие гражданские, в том числе дети.

Но потом произошла Сталинградская битва, и Маннергейм рассудил, что пора уже выходить из этой войны, и стал сражаться с Гитлером. Потому что "вовремя это самое – это не то же самое". Гитлер очень обиделся – нормально же общались – и жаждал мести. Но его время уже вышло, а Маннергейма – еще нет.

В рамках второй финляндской войны советская армия освободила Петрозаводск, вернула Выборг, Маннергейм довоевался, заключил мир с СССР, немного побыл президентом и ушел в отставку. Никакого наказания за свои военные подвиги во время Второй мировой не получил, потому что тяжелые времена были и все не так однозначно.

И вот при чем здесь Залужный? Словно "здрасьте" посреди ночи. Люди, может, вы какую-нибудь книгу почитаете, когда попадаете на известную фамилию? А Залужный пусть уже войдет в историю как украинский генерал, а не как второй Маннергейм или третий Кутузов.

Эта Олимпиада-80 бесконечных соревнований и сравнений вообще прекратится когда-нибудь? Поэт такой-то – наш Шарль Бодлер! Украинский ученый войдет в историю как второй Карл Линней, писатель – как третий Виктор Гюго, актриса – как четвертая Сара Бернар, спортсмен – как пятый Боб Бимон, а Иво Бобул – как шестой Африк Симон. Да, я тоже давно живу и помню, кто это такой. Хафанана.

Полезной недели.

Источник: Юлия Пятецкая / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать