Трипольская культура относится к энеолиту и раннему бронзовому веку (V – III тыс. до н. э.). Она была распространена на территориях современной Украины от долины Днепра и западнее, а также в Молдове и Румынии.
Трипольскими "мадоннами" называют многочисленные небольшие женские керамические фигурки с объемными животами, бедрами и небольшой грудью. В большинстве найденных скульптур обнаруживаются отверстия на концах рук. Это указывает на то, что их использовали как предметы культа. Очевидно, подвешивали на деревья, а ритуалы проводились на улице.
Фото: vseslova.com.ua
В трипольской культуре различают множество фигурок женщин: они изображены стоящими, сидящими, беременными, иногда это богини, являвшиеся идолами определенных культов: женщины с головами сов, коров, с двумя головами.
Фигурки чаще всего украшались символом спирали и серпа. Они олицетворяли цикличность изменений в природе и луну – женское начало. Спираль изображали и на груди богинь. Это указывало на кормление как таинство наделения жизненной силой, исходящей от женщины. Родившая детей женщина, вероятно, уже причислялась к сомну богинь. А молоко считалось напитком силы, жизни, укрепления. Также символика спирали олицетворяла дожди, после которых земля давала плоды.
Трипольские богини были идолами зарождения новой жизни, плодородия.
На животе "мадонн" трипольцы чертили ромб. По его сторонам прикрепляли зерна – возможно, это имело значение ритуала привлечения урожая. В целом изображения можно читать как засеянное поле, над которым идет дождь, в результате чего в будущем непременно будет богатый урожай.
На бедрах фигурок богинь трипольцы изображали также косые линии, олицетворяющие проливные дожди – получение с небес живительной влаги. По некоторым версиям, подобные узоры трипольские женщины наносили на свои тела – делали татуировки, чтобы снискать благосклонность небес для своего рода.