Министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил о необходимости признать помещение заместителя главы Меджлиса Ильми Умерова в психиатрическую лечебницу одной из форм пыток.
Об этом он написал в своем Twitter.
"То, что делали с Ильми Умеровым в течение трех недель, является не чем иным, как одной из форм пыток. Работаем над тем, чтобы это признал весь мир", – сообщил глава дипломатического ведомства Украины.
Те, що робили з Ільмі Умеровим протягом трьох тижнів є нічим іншим, як однією з форм катування. Працюємо над тим, щоб це визнав увесь світ.
— Pavlo Klimkin (@PavloKlimkin) 12 сентября 2016 г.
Умерова задержали 12 мая 2016 года. В тот же день его отпустили под подписку о невыезде и провели у него дома обыск.
ФСБ России возбудила дело против Умерова по обвинению в экстремизме за "публичное выступление с призывами о необходимости нарушения территориальной целостности РФ".
18 августа лидер крымских татар Мустафа Джемилев сообщил, что Умерова "выписали" из больницы, куда он попал из зала суда в ходе рассмотрения его дела, и сотрудники Федеральной службы безопасности РФ отвезли его в психиатрический диспансер для принудительной экспертизы.
21 августа адвокат Заир Смедляев заявил, что состояние здоровья Умерова резко ухудшилось – он потерял сознание. У 59-летнего политика проблемы с сердцем (гипертония) и сахарный диабет.
Европейский союз назвал принудительное содержание в психиатрической больнице и проведение психиатрической экспертизы Умерова грубым нарушением международных стандартов прав человека и призвал немедленно его освободить.
В Крыму собрали около тысячи подписей под обращением к президенту Украины Петру Порошенко с требованием "использовать все возможности главы государства, обратиться за поддержкой к международному сообществу", чтобы прекратить преследование Умерова и других граждан Украины, которых российские власти за убеждения "подвергают откровенным репрессиям".
Акции в защиту заместителя главы Меджлиса прошли 3 сентября в Киеве, Риге, Праге и других городах.
7 сентября Умерова освободили из психиатрической клиники. Позже его дочь сообщила, что медицинская комиссия, которая оценивала психическое здоровье заместителя главы Меджлиса, признала, что он абсолютно здоров.