Шендерович: "Распятые мальчики" и прочие фантазии означают немедленный переход журналиста в блядское племя пропагандистов

Шендерович: "Распятые мальчики" и прочие фантазии означают немедленный переход журналиста в блядское племя пропагандистов Шендерович: Соблюдайте закон. Перед тем, как употребить слово «блядский», убедитесь, что это соответствует действующему законодательству.
Фото: gordonua.com
Российский писатель-сатирик Виктор Шендерович рассказал о том, какими он видит правила для журналистов.

Журналист – глаза, уши и нервы общества. Если что-то из этого у вас атрофировано, лучше найти другое дело для жизни.

Ваш работодатель платит вам зарплату, но работаете вы для читателя (радиослушателя, телезрителя) – и репутацией отвечаете именно перед ним. Если в конфликтной ситуации вы делаете выбор в пользу аудитории, вы можете потерять ЭТУ работу; если делаете выбор в пользу работодателя – вы теряете ВСЮ репутацию, сразу. Выбирать вам, но, как минимум, необходимо отдавать себе отчет в экзистенциальности выбора.

Если вы не знаете слова «экзистенциальность» – ничего страшного: загляните в словарь. И вообще, делайте это почаще. Вас ждет расширение кругозора и приятное удивление. Многие, даже совсем простые слова означают совсем не то, что вы про них думаете.

Постарайтесь точно понять, что вы хотите сказать. Желательно сделать это до начала работы над текстом. Ощущение цели-"десятки" может прийти и в процессе письма, но закладываться на такое счастье не стоит.

Журналист начинается с факта. Это – гигиена профессии. Оценка – ваше право; точность – ваша обязанность. "Распятые мальчики" и прочие фантазии в эфире и на бумаге означают немедленное расставание с профессией и переход в блядское племя пропагандистов.

Соблюдайте закон. Перед тем, как употребить слово «блядский», убедитесь, что это соответствует действующему законодательству.

Прийти к вашей мысли читатель должен сам. Не дожевывайте сказанное. Если вас читает дурак, ему все равно ничего не поможет, но исходить надо из того, что читатель не глупее тебя.

Не пытайтесь удивить читателя своей образованностью. Тех, кто образован хуже вас, это раздражит, тех, кто образован лучше – рассмешит.

Написав текст, отложите его в сторону, насколько позволяет проклятый дедлайн, – и перечитайте пару часов спустя, а лучше наутро. Вы увидите очевидные ляпы, нестыковки, логические дыры и просто швы, которые следует затереть.

Перечитайте написанное глазами вашего недоброжелателя. Вспомните человека, которому будет в радость любая ваша лажа, – и перечитайте свой текст его глазами. Вы увидите еще несколько ляпов.

Ошиблись – бывает. Не вы первый. Найдите слова извинения. Эти слова должны быть внятными.

Не забредайте слишком далеко в сложноподчиненные. "Никакое железо не может войти в человеческое сердце так леденяще, как точка, поставленная вовремя" (Бабель).

Читайте лучших. Учитесь дыханию фразы, логике, лаконизму. «Фраза рождается на свет хорошей и дурной в одно и то же время. Тайна заключается в повороте, едва ощутимом. Рычаг должен лежать в руке и обогреваться. Повернуть его надо один раз, а не два» (тоже Бабель).

«Тоже» пишется иногда слитно, а иногда раздельно. Грамотность никто не отменял. Не стесняйтесь проверять себя, – в русском языке черт ногу сломит; ничего стыдного тут нет.

Если вы собрались пошутить, одумайтесь и устыдитесь.

Если шутка пришла в голову сама, в процессе размышлений над сутью дела, – мои поздравления.

Не открывайте америк и не спасайте человечество. До нас уже жили люди, и некоторые из них умели формулировать, и никто не спас человечество.

Будьте собой.

Источник: Журдом