Блогер Александр Барабошко заявил в Facebook 11 декабря, что во время задержания его били силовики, требуя пароли от техники.
Барабошко написал, что его задержали в кафе напротив университета Гринченко в Киеве, куда он заходил по вопросам создания библиотеки аудиокниг на украинском языке.
"В кафе получил телефонный звонок, это стало детонатором. Со спины ко мне кто-то подошел и сразу начал вырывать включенный ноут из рук. Я пытался его не отдавать, и насколько мне стало понятно, экран Macbook Air разломился. Практически сразу в заведение вломилось еще несколько человек в черном. За считанные секунды меня положили на землю, нанося удары. Где-то в этом процессе махнули удостоверением и воскликнули название структуры", – заявил Барабошко.
Блогер сообщил, что из кафе его "потащили" в машину, где "поставили на колени и начали выбивать пароли от техники".
"Интересовал в первую очередь телефон. Зажимали лицо, чтобы разблокировать Face ID. Увидев, что такая функция отключена, требовали пароль физически: за каждое неправильное введение пароля получал удар. Внутренне и по форме я понимал, что это работники государственной структуры, на которую должны распространяться законы, но как-то это диссонировало со словами "сейчас прокатимся в лес на мороз, ты все нам расскажешь". Про себя я думал: а сейчас точно 2018 год?" – заявил он.
По словам Барабошко, одним из этих силовиков был прокурор с фамилией Опанасенко.
"Приехали не в лес, приехали ко мне на квартиру. В недавнем интервью главный военный прокурор [Анатолий] Матиос сказал: "Публичность защищает". Это действительно так, потому что если бы не было публичности, возить меня могли по самым "невероятным" местам. Дома обыск с заранее привезенными понятыми. Мариновали этих бабушек хороших несколько часов и в результате "скорая", которая приехала по вызову моего адвоката относительно моего откровенного избиения, понадобилась еще этим женщинам. ("А можете давление померить? У меня тут сердце болит"). С первых минут моего присутствия в СИЗО они ждали мои пароли от телефона и ноутбука (который чудо-инженеры восстановили после разбитого экрана). Чего не сделали прокуроры – сделали стены СИЗО", – сообщил он.
Барабошко отметил, что передвигается по Киеву с электронным браслетом.
"Facebook удалось восстановить буквально день назад. Почты, iCloud – нет – все взломано: изменили пароли, изменили привязанный мобильный телефон, резервные почты. Кто-то может дать правовую оценку таким действиям? Я – нет. Трудно представить, что сейчас набросают на мои устройства, почты и iCloud, если все материалы дела – это скриншоты переписок неизвестных мне людей, к которым не имею никакого отношения. Я не давал никаких показаний, руководствуясь ст. 63 Конституции Украины, а информация СМИ, что я якобы кого-то назвал, – обычный вброс", – заявил он.
7 ноября 2018 года в Facebook начал распространяться пост студентки Натальи Бурейко, где она жаловалась на угрозы со стороны первого заместителя начальника отдела департамента защиты экономики Нацполиции Александра Варченко, с которым, по ее словам, была знакома виртуально. Собеседник, называвший себя влиятельным сотрудником правоохранительных органов, писал, что в случае отказа девушки от интима у нее и ее родственников могут возникнуть проблемы.
Варченко заявил, что на его семью началась информационная атака и что хакеры создали поддельный аккаунт с его фото. Жена полицейского, замглавы Госбюро расследований Ольга Варченко, предположила, что истинной целью провокаторов является она.
8 ноября на странице Бурейко появился пост с извинениями. "Я не имела никаких оснований считать, что мне угрожал именно Александр Варченко, а не кто-то другой", – написала она.
Позже Бурейко сообщила изданию "Страна", что за использование ее аккаунта в Facebook ей обещали заплатить 1500 грн, но денег она не получила.
29 ноября по этому делу правоохранители задержали политтехнолога Владимира Петрова, суд отпустил его под домашний арест. В деле также фигурируют блогеры Василий Крутчак и Барабошко, у которых состоялись обыски. 30 ноября суд арестовал Барабошко до 29 января. 3 декабря за него внесли залог в размере 3 млн грн, и на следующий день он вышел из Лукьяновского СИЗО.