Украина не могла выдать фигуранта дела о крушении MH17 на Донбассе Владимира Цемаха Нидерландам из-за положения Конституции. Об этом на своей странице в Facebook сообщил бывший генеральный прокурор Украины Юрий Луценко.
"Обмен наших пленных и узников Кремля – это всегда не только напряжение прокурорской и судебной системы, когда в кратчайшие сроки удавалось получить признание вины и приговор террористам или изменить меру пресечения. Иногда приходилось доставлять судей самолетами из отпуска. Это также и максимальное моральное напряжение. Как выдать [Руслана] Гаджиева, который убил семь наших и ранил восемь? Или [Юлию] Прасолову, которая подорвала офицера Службы безопасности Украины? Или как отдать подозреваемого Нидерландами в организации крушения МН17 Цемаха? Для меня ответ очевиден: это война. И обмен наших бойцов на солдат агрессора или подконтрольных им сепаратистов не позор и не измена. Освобождение наших – священный долг государства. Знание об этом укрепляет дух армии. А значит, прокладывает путь к победе, так же как поставка на фронт новой техники и повышение выплат", – написал Луценко.
Он рассказал, что обсуждал вопрос Цемаха и с голландскими коллегами по международной следственной группе, и с президентом Украины и его командой.
"Для всех, кто шепчет или кричит об измене, хочу сказать: украинская сторона отложила обмен и сделала (уже после моей отставки) все возможное в сложившейся ситуации. Допрос Цемаха состоялся. От сделки со следствием он отказался. Выдать его Нидерландам мы не имеем права из-за положения Конституции. Судить его голландцы смогут так же, как с марта 2020 года будут судить первых четырех подозреваемых – заочно", – подчеркнул Луценко.
Он высказал мнение, что "карту обиды голландского общества" будет разыгрывать и президент РФ Владимир Путин, и его "подпевалы" в Европе.
"Их цель – снять санкции ЕС против РФ, которые были введены именно после крушения МН17. Противодействие этому – задача высшего руководства государства и Министерства иностранных дел. Но это отнюдь не могло останавливать освобождение украинцев, некоторые из которых годами мужественно противостояли Кремлю", – отметил экс-генпрокурор.
Он добавил, что фонд для обмена с РФ у Украины есть.
"За мою каденцию правоохранители и суды обеспечили 1200 приговоров за терроризм. Еще 1100 – на этапе следствия", – резюмировал Луценко.
В расследовательской группе Bellingcat утверждали, что Цемах являлся очевидцем событий, связанных с крушением малайзийского Boeing: будучи лично непричастным к запуску ракеты, он, вероятно, прятал зенитно-ракетный комплекс "Бук", из которого был сбит MH17, и общался с членами его экипажа.
3 сентября спикер международной следственной группы Брехтье ван де Мосдейк сообщила, что прокуроры, которые расследуют крушение рейса MH17, хотят допросить Цемаха, поэтому нидерландская сторона предпочла бы, чтобы он находился в Украине и был "доступным для следствия".
40 депутатов Европарламента обратились к президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой не отдавать Цемаха России.
5 сентября апелляционный суд Киева освободил Цемаха под личное обязательство.
"Украинская правда" опубликовала список людей, которые в рамках обмена улетели в Москву. Среди них есть Цемах.
Глава МИД Нидерландов Стеф Блок заявил, что правительство его страны призывало украинские власти не делать Цемаха частью обмена. Он добавил, что выдачу удалось отложить, а следователи смогли допросить экс-боевика.
Голландская Генпрокуратура в письме к родственникам жертв катастрофы MH17 сообщила, что власти Нидерландов обратились к России с просьбой выдать Цемаха. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова не стала отвечать на вопрос, возможна ли его выдача.