Гончар: С коммерческой точки зрения "Газпрому" выгодно сохранить транзит через Украину. Однако это противоречит политическим интересам Кремля G

Гончар: С коммерческой точки зрения "Газпрому" выгодно сохранить транзит через Украину. Однако это противоречит политическим интересам Кремля Гончар: Не надо питать иллюзий о намерениях российской стороны сохранить транзит газа через Украину
Фото: radiosvoboda.org

Украине необходимо сохранить существующие объемы транзита российского газа в европейские страны. Такое мнение в комментарии изданию "ГОРДОН" выразил президент Центра глобалистики "Стратегия ХХI" Михаил Гончар.

Российскому монополисту "Газпром" выгодно сохранить транзит газа через территорию Украины, однако его коммерческие интересы противоречат политической позиции Кремля. Об этом изданию "ГОРДОН" сказал президент Центра глобалистики "Стратегия ХХI" Михаил Гончар, комментируя заявление главы "Нафтогаза України" Андрея Коболева о готовности компании отказаться от иска в Стокгольмский арбитраж к "Газпрому" о пересмотре тарифа на транзит на сумму свыше $12 млрд в случае заключения нового долгосрочного контракта.

"Заявление Коболева – переговорная позиция, подкрепленная предыдущим успехом – решением Стокгольмского арбитража. Наша задача – сохранить существующие объемы транзита. Однако "Газпром" на это не пойдет, так как строит "Северный поток – 2". Конечно, с коммерческой точки зрения "Газпрому" выгодно сохранить транзит через Украину, потому что в пиковый – зимний – период РФ не сможет обеспечивать газом всех потребителей в Европе без украинской трубы. Однако это противоречит политическим интересам Кремля. Минимальный объем, который выгоден самому "Газпрому", – 60 млрд м³. Вот это можно было бы обсуждать на переговорах," – отметил Гончар.

По его словам, чтобы обеспечить рентабельность работы газотранспортной системы Украины, транзит российского газа должен превышать 20 млрд м³.

"Только не надо питать иллюзий о намерениях российской стороны сохранить транзит газа через Украину. Сейчас они руководствуются принципом говорить то, что от них хотят услышать в Европе, чтобы обеспечить реализацию "Северного потока – 2" и второй нитки "Турецкого потока". Они готовы много чего обещать, но не факт, что выполнят. Действующий контракт лишь подтверждает это. Россияне обязывались транспортировать через Украину не менее 110 млрд м³ в год. Но ни разу эту норму не выполнили, что, собственно, и послужило поводом для обращения в арбитраж. Вот и сейчас россияне говорят, что сохранят транзит через Украину на уровне 10–15 млрд м³. Но мы прекрасно понимаем, что при таких объемах наша газотранспортная система перестанет быть системой. Ведь для прокачки такого объема газа достаточно даже одной трубы. Ну максимум двух. Даже 20 млрд м³ не дадут нашей ГТС нулевой рентабельности", – сказал собеседник.

Он подчеркнул, что украинская сторона должна активнее работать с европейскими партнерами.

"Россияне готовы давать обещания, и мы должны этим воспользоваться. Но не просто получить очередное заверение, а навязать обязательства. Я говорю о долгосрочном контракте. Важно, чтобы он не превратился в "Будапештский меморандум – 2". Россия же игнорирует любые договоренности. Поэтому нашим друзьям в ЕС нужно ставить условие, чтобы они выступали не просто посредником на переговорах, а были гарантом, раз уж так сильно доверяют Москве. И в случае проблем с россиянами чтобы именно европейцы давили на них – либо пусть заставляют "Газпром" выполнять условия контракта, либо пусть выплачивают нам компенсацию. И сейчас "Нафтогазу" нужно работать с европейской стороной, чтобы они не отстранялись от процесса", – резюмировал Гончар.

После поражения в Стокгольмском арбитраже по делу о недостаточных объемах транзита через Украину "Газпром" был обязан выплатить украинской стороне $4,63 млрд. Российский монополист в марте 2018 года подал иск о расторжении транзитного контракта.

В июле "Нафтогаз" подал иск в Стокгольмский арбитраж с требованием пересмотреть ставку тарифа на транзит с 18 марта 2018 года и взыскать с "Газпрома" примерно $12 млрд за период с 18 марта 2018-го по 31 декабря 2019 года (срок окончания контракта).

Арбитраж в сентябре решил объединить оба иска в одно дело.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать