Президент Украины Петр Порошенко изначально был уверен в победе своего Блока над "Народным фронтом" премьера Арсения Яценюка, и в жертву поставленной цели он принес качество обороны страны, постмайданный запал миллионов граждан, надежду общества на неотвратимость наказания для преступных "папередников" и укрощение олигархов. Об этом в своей статье "Премьерный показ" пишет главный редактор издания "Зеркало недели" Юлия Мостовая.
По мнению журналиста, Порошенко осознавал, что через шесть месяцев после президентских выборов его тренд является нисходящим, яценюковский – восходящим, а поэтому видел в Яценюке не просто главу ресурсной исполнительной власти, а политика с президентскими амбициями.
"Часть консультантов президента подталкивала главу государства к тому, чтобы тот отдал Яценюку ответственность за всю экономику. Всю ответственность за экономику, которая, обрушившись, неизбежно станет надгробием восходящему тренду. Президенту предлагалось оставить за собой силовиков, правоохранителей, а по большому счету – антикоррупционную функцию. В принципе, отвлекшись от игрищ, можно сказать, что эта схема была не так уж глупа. Экономика, включая Нацбанк, – в одних руках, силовая и антикоррупционная часть, включая МВД, – в других. Правительство, выделяющее средства, смотрит за балансом в силовых органах, правоохранители следят за чистотой работы исполнительной власти", – пишет Мостовая.
Главред подчеркнула, что не так глупа данная схема, если говорить о государственных интересах. Что касается личных интересов политиков, то для президента она не самая перспективная.
"Если же говорить об интересах негосударственных и на принятом в украинских властных кругах языке, то поезда с деньгами оказались бы в распоряжении Яценюка, но касса, где выдавались бы билеты, – у Порошенко. Но ведь тоже теория. А практика при нынешней Конституции выглядит следующим образом: у премьера – деньги, рядом с деньгами – олигархи, рядом с олигархами – центральные телеканалы, а рядом с центральными телеканалами – власть. Что может противопоставить такой комбинации президент? Борьбу с коррупцией? Чем? Яремой? Прогнившей правоохранительной системой?" – констатирует Мостовая.
Ситуация на востоке Украины. 29 ноября. Онлайн-репортаж
По ее мнению, в результате тридцатидневной коалициады, спикериады и премьериады Украина получила смешанную модель управления потоками, а заодно и государством.
"Порошенко не решился получить все, а также не смог пойти на четкое сепарирование зон ответственности. Яценюк не рискнул сделать шаг в сторону, но и не захотел принять на себя всю ответственность за экономику, отдав президенту в руки войну и борьбу с коррупцией. По итогам раздела они сплетутся в правительстве, как "мальчики-осьминоги", – у каждого по восемь рук, и все из... партийных квот. И дело не в наличии партбилетов у будущих министров, не в фамилиях, а в разделе функций между их собственниками", – уверена Мостовая.