Россия использует историческое прошлое, чтобы вбить клин между Киевом и Варшавой, заявил украинской посол в Польше Андрей Дещица в интервью "Главкому", опубликованному 7 сентября.
"Когда мы говорим о напряжении в польско-украинских отношениях, то я могу сказать, что оно касается только исторического аспекта. Оно касается разной трактовки нашего общего прошлого. Прежде всего, речь идет о годах Второй мировой войны. По моему мнению, тема Волынской трагедии стала предметом обсуждения, предметом политических заявлений, дискуссий по нескольким причинам", – сказал Дещица.
По его словам, прежде всего, вопросы исторического прошлого находятся "достаточно высоко" в политической стратегии правящей в Польше партии "Право и справедливость".
"И это не касается только Украины. Вопросы истории для них является острым и в общении с другими странами, и внутри самой Польши. Во-вторых, вопросы исторического прошлого перешли из плоскости экспертов и историков в плоскость заявлений политиков. И политики начали использовать это очень часто. И здесь существует опасность. Нам нужно уважать историю, нам надо помнить свою историю, но не использовать ее для политики. Третий пункт – Россия, которая заинтересована в том, чтобы между Украиной и Польшей не было единства, чтобы Польша не поддерживала Украину в стратегически важных для Украины вопросах. Россия использует историческое прошлое, играя на эмоциях поляков в обществе, чтобы вбить клин между Украиной и Польшей", – продолжил посол.
Он подчеркнул, что Украина понимает и разделяет боль тех поляков, которые потеряли своих родных в результате трагических событий на Волыни.
"Но крайне важно не допустить, чтобы память о прошлых трагедиях определяла настоящее или будущее. Список взаимных обид между поляками и украинцами в нашей истории достаточно длинный, и очевидно, мы не должны меряться костями или литрами пролитой крови. Нашей общей ответственностью является достойно почтить всех невинно убитых и сделать правильные выводы из истории, чтобы подобное зло больше никогда не повторилось. В то же время, в Польше начинают осознавать, что разговаривать с украинцами с позиции силы или давления – безрезультатно", – заявил Дещица.
Посол добавил, что единственный путь – "профессиональный диалог на уровне историков, подальше от политики".
"У украинцев есть своя историческая память об Украинской повстанческой армии, о ее бойцах, о ее борьбе. Трудно согласиться с попытками приписать УПА, которая, напомню, боролась за независимость Украины до конца 50-х годов ХХ века, коллективную ответственность за трагические события на Волыни. Возлагать всю вину исключительно на УПА – это упрощенный путь, попытки отвлечь внимание от главных ответственных за трагедию – нацистского и советского оккупационного режимов. От них пострадали и поляки, и украинцы. Более того, оценку действиям тех или иных борцов УПА должен дать сам украинский народ, по результатам внутренней дискуссии, на основании изучения и анализа достоверных архивных материалов. Любое давление извне не будет способствовать объективной дискуссии, а вызывать сопротивление украинского общества", – сказал Дещица.
Он отметил, что "историческое прошлое должно нас учить, как строить будущее".
"Историческое прошлое с исторической давности и со времен Второй мировой войны показывает, что борьба между Украиной и Польшей не приводила к добру ни для одной, ни для другой стороны. Нам это надо доносить до политиков. А история никогда не будет одинаково оценена одной или другой стороной, всегда будут разногласия. И это нормально", – резюмировал посол.
Отношения между Украиной и Польше обострились, после того как в начале 2018 года польский Сейм проголосовал за поправки к закону об Институте национальной памяти. 6 февраля президент Польши Анджей Дуда подписал инициативу и отправил ее в Конституционный суд, чтобы тот проверил, не ограничивает ли она свободу слова и убеждений.
Закон устанавливает уголовную ответственность за отрицание участия украинских националистов и членов украинских организаций, сотрудничавших с германским Третьим рейхом, в преступлениях против поляков в 1925–1950 годах.
Документ осудили Украина, США, Израиль и Франция.
27 июня Сейм Польши принял изменения в закон об Институте национальной памяти, однако не стал изымать из его текста нормы о "преступлениях украинских националистов".
В июле 2018 года президент Украины Петр Порошенко призвал своего польского коллегу Анджея Дуду внести изменения в закон об Институте национальной памяти Польши в части, касающейся интересов Украины.