Указ Зеленского от 3 апреля ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) от 2 апреля о введении санкций против людей, которых совет считает причастными к контрабанде.
"Ни решение СНБО от 2 апреля 2021 года, ни указ президента Украины №140/2021, которым это решение было введено в действие в нарушение статьи 3 закона "О санкциях", не содержат никаких оснований применения ограничительных мер. На наш взгляд, такие действия президента Украины являются незаконными и произвольными, ведь они создали ситуацию, при которой граждане Украины были существенно ограничены в правах без всякого объяснения и обоснования", – говорится в сообщении.
В ХПГ отметили, что в каждом из пяти "санкционных" решений СНБО, принятых за последние два месяца, "кроме россиян и предателей присутствуют граждане Украины и/или украинские юридические лица, которые находятся/работают на подконтрольной правительству территории".
"В их отношении нет никаких приговоров суда, вступивших в законную силу, или иных решений, об этом не сообщается. Есть только обличительные статьи в СМИ", – подчеркнули правозащитники.
Они напомнили, что санкции – это международно-правовой механизм политического характера, который государство применяет против другого государства, его физических и юридических лиц.
"Применение санкций к собственным гражданам возможно только при условии, если они живут за границей или скрываются на временно оккупированных территориях Украины, и государство исчерпало механизмы привлечения их к ответственности. Действия президента Зеленского – это не санкции в их международно-правовом смысле, а директивное управление государством", – объяснили в ХПГ.