"СНБО не подменяет собой суд, потому как не наказывает граждан. Суд назначает наказание: в уголовном процессе – уголовное, а в административном процессе – административное. Санкции СНБО (хотя их корректнее называть административными ограничениями) накладываются временно, чтобы завершить какой-то процесс и чтобы лицо, которое осуществляет некую деятельность, не могло злоупотреблять своими правами. Так что с точки зрения закона в данном процессе все нормально", – пояснил Хавронюк.
В то же время он отметил, что в доработке нуждается закон, регламентирующий применение санкций.
"В законе о санкциях нужно было бы сделать уточнение, что они могут применяться и в отношении граждан Украины в определенных случаях. Не только когда речь идет о терроризме, но и о других явлениях, создающих опасность для политики, экономики, экологии, финансов и так далее. У нас прямо в законе не сказано, что такие ограничения можно применять против граждан страны. В этой части закон нужно усовершенствовать. Нарушения прав человека при наложении санкций нет, потому что человек не лишается каких-то благ в качестве наказания. Он временно ограничивается в осуществлении определенной деятельности. Это связано с необходимостью разобраться в ситуации", – сказал собеседник.
Он подчеркнул, что граждане, против которых по решению СНБО вводятся санкции, могут обращаться в судебные инстанции.
"В ЕСПЧ [попавшие под санкции] люди подать жалобу не могут, потому что сначала им следует пройти все отечественные инстанции. Но обратиться в хозяйственный или административный суд они легко могут и они это делают. Но суть в том, что суд не может отменить закон. Он разрешает правовой конфликт путем толкования закона. А если толковать наложение санкций как применение административного ограничения, то ни один суд не поможет", – резюмировал эксперт.
В феврале – апреле СНБО провел пять заседаний (2 февраля, 19 февраля, 26 февраля, 11 марта и 2 апреля), на которых были приняты решения о введении санкций против физических и юридических лиц.
2 февраля Совет национальной безопасности и обороны Украины наложил санкции на народного депутата Украины от партии "Оппозиционная платформа – За жизнь" (ОПЗЖ) Тараса Козака и принадлежащие ему телеканалы (ранее президент Украины Владимир Зеленский говорил, что Козак и кум президента РФ, народный депутат от ОПЗЖ Виктор Медведчук – это "одна история" в контексте владения украинскими телеканалами).
19 февраля СНБО решил ввести санкции против 19 юридических лиц и восьми физлиц: пяти граждан России (по данным СМИ, это менеджеры активов семьи Медведчука) и трех украинцев – самого Медведчука, его жены Оксаны Марченко и Натальи Лавренюк, которую называют гражданской женой Козака.
26 февраля СНБО наложил ограничения на 10 бывших украинских офицеров, изменивших Украине, в частности на бывшего главу Службы безопасности Украины Александра Якименко и бывшего министра внутренних дел Украины Виталия Захарченко.
На заседании СНБО 11 марта были продлены на три года санкции против двух российских банков.
2 апреля на заседании СНБО приняли решение ввести санкции против 10 людей, которых совет считает причастными к контрабанде. Глава Службы безопасности Украины Иван Баканов заявил, что санкции были введены на основании данных СБУ.
В числе лиц, против которых ввели санкции, – одесские бизнесмены Вадим Альперин, Александр Чудаков, Виктор Шерман, а также Александр Кравченко, Владимир Дидух, Иван Бокало, Валерий Пересоляк, Юрий Кушнир, Орест Фирманюк и Александр Еримичук.