Говоря о условиях в лагере, Хмара отметил, что администрация использовала по отношению к заключенным метод "кнута и пряника" – предлагала некоторые улучшения тем, кто становился на "путь исправления".
"Кстати, чтобы вы знали, какое отношение было… Если к заключенным из других стран кагэбисты местные были наездами на пару дней, то представитель КГБ Украины был постоянно. Командировкой офицера туда направляли, который с нами должен был работать. Они менялись. Это вес украинцев в лагерях", – подчеркнул Хмара.
Говоря о "пряниках", которые могли предлагать, он рассказал, что однажды врач на зоне попросил его, как стоматолога по профессии, помочь со сложным случаем у одного из заключенных.
"Говорю: "Такое дело, что вообще я не имею права морально-нравственного как врач отказаться. Я, конечно, постараюсь сделать это". Я сделал локальную операцию – все прошло нормально. И спустя некоторое время украинский кагэбист вызывает. "У вас хорошо все получилось. А вы бы не хотели так поработать?" Я говорю: "Да нет же полставки даже". Я понимаю, к чему это идет… Я ведь человек уже с достаточно серьезным опытом. Начинаю выкручиваться. Он говорит: "Нет полставки? Пусть у вас за то голова не болит. Будет кто-то – вы примете. А потом сидите себе и читаете книгу. Например, когда-то Бердник сидел и плакаты рисовал в свободное время". Вижу, что здесь никак не выкрутиться, говорю: "Я понимаю, что мог бы работать. Но я хочу, чтобы у вас не было никаких иллюзий. Если вы думаете, что это повлияет на изменение моей позиции, то я откровенно и честно говорю: этого не будет". На третий день меня отправили в штрафной изолятор", – рассказал бывший политзаключенный.
Он добавил, что для репрессированных, попавших на Урал, самым страшным был холод.
"Представьте себе: на 15 суток закрывают в карцере, а поспать на тех нарах нельзя. Только в июле и еще немного в августе можно поспать в ШИЗО. А все остальные месяцы – холодно всегда. И пытки холодом – это самые страшные были для того, кто был частым гостем в карцере", – сказал Хмара.